Диакон Олег Рыжков
«Жизнь состоит не только из чёрного и белого». Мы часто слышим эту фразу по отношению к оценке событий или чьих-то поступков, а так же при поисках компромиссов и оправданий. Иногда эти слова применяются как предостережение не судить что-то или кого-то слишком строго.
Но мы знаем и то, что в Священном Писании есть и такие слова о Небесном Царстве:«И не войдёт в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи»(Откр. 21:27), «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют»(1Кор. 6:9,10), «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его...» (Мф. 21:43).
И здесь никаких компромиссов и оттенков быть не может. То есть ни чёрное, не серое, ни даже белое, но с пятнышком...
С Богом в Его Царстве будут находится только чистые души. Может быть, несовершенные, не достигшие полноты совершенства, но чистые.
Что же это за чистота? Думается что искренность, прежде всего. Здесь можно вспомнить раскаявшегося на кресте евангельского разбойника, который страдая и умирая в муках, сумел признать: «...И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:41-43).
Искренность в признании наших грехов, вообще нашей греховности, отсутствие лукавства и желания хоть в чём-то себя оправдать, полная, детская открытость перед Богом и желание научится быть с Ним – это и есть чистота помыслов, которая позволяет нам быть с Господом при нашем несовершенстве.
Мы можем ошибаться в своих суждениях о ком-то или о чём-то, можем быть грубыми, неотёсанными, невоспитанными, жёсткими в делах и словах, но мы не должны быть неискренними даже в своих ошибках. И так же, как искренне ошибаемся, должны искренне искать Истину и честно признавать свою неправоту.
Обман, лукавство, предательство ради своей выгоды или удобства своего положения – вот что страшно для души.
Господь видит любое, самое незаметное пятнышко в нашем сердце. И Он может, и обязательно удалит любую микроскопическую пылинку, но только при одном условии – нашем искреннем, честном желании полностью открыть пред Ним душу, покаяться и измениться.
Поэтому нам в жизни необходимо в любых вопросах и деятельности учиться быть искренними и честными, а не искать удобных ответов и компромиссов со своей совестью.
Цвета и оттенки прекрасны в искусстве и природе. А компромиссы и дипломатия в контексте духовных вопросов и конкретно спасения души – это инструменты диавола, но не Бога. Они возможны только если нет сделки с совестью. Нет и не может быть ничего общего у Бога с сатаной. И никаких оттенков в отношениях Света и тьмы, зла и добра быть тоже не может.
Бог не может быть немного злобным, так же как и диавол не может быть хоть чуть-чуть добрым.
Поэтому нам необходимо бороться в себе со злом искренне и бескомпромиссно, не оставляя греху ни одного шанса на существование в нашей душе. Только так можно его победить и спасти свою душу. Без Божией помощи – это невозможно. Так как мы рождаемся уже испорченными генетически. От Адама и Евы нам переданы тленность, смертность и грубая чувственность со склонностью ко греху.
Поэтому в состоянии врождённой испорченности, обращаясь к Богу за помощью, мы не должны оставлять даже маленькой лазейки для лукавства и оправдания своей греховности.
И здесь может быть только два пути – К Богу или от Него. Чёрное и белое. Третьего не дано.
Диакон Олег Рыжков