Рассуждает протоиерей Владимир Пучков.
Беда современного человека такова, что он либо пытается поставить Бога на строго определённое место в собственной картине мира, либо с этим местом ещё не определился. Но всегда, абсолютно всегда это место далеко не первое. На первом же месте у нашего человека непременно и всегда он сам.
И в этом, по сути, корень проблемы. Обычная человеческая склонность к эгоизму получает в современном мире почти что неограниченные возможности для роста, ведь мир нынче предельно эгоцентричен. Устами психологов, коучей, тренеров личностного роста, блогеров и лидеров общественного мнения мир вещает из каждого гаджета об одном и том же: люби, прежде всего, себя, ставь себя на первое место, береги ресурс, не растрачивай себя. Я, честно сказать, удивляюсь, как при нынешнем преклонении перед западной цивилизацией и при наличной моде на засорение речи англицизмами, мы до сих пор не начали писать слово «я» исключительно с большой буквы. А что? В английском языке так и есть. Да и в фокусе внимания современной цивилизации не кто иной, как человек, причём конкретно тот человек, которого я всякий раз вижу в зеркале.
Как следствие, современный человек очень остро ощущает собственную субъектность. Посмотрите, как много значит всесильный «я»: его голос решает исход выборов, его участие создаёт условия для нормальной жизни в его районе, ЖК или многоэтажке, на его налоги содержатся чиновники и полиция, купленный им кофе развивает малый бизнес... Да что там, на его плечах держится государство и даже Церковь без него не Церковь, хотя, в какую сторону открываются двери в ближайшем храме, он уже лет пятнадцать как забыл.
Вот это острое, я бы даже сказал болезненное, ощущение собственной субъектности и вынуждает человека задавать абсурдные вопросы, игнорируя при этом ответы, не вмещающиеся в узкие рамки кругозора отдельно взятого «я».
Помните, лет 10-12 назад какой-то западный борец за права всяких там меньшинств публично рассуждал о том, что если бы он предстал перед Богом, то спросил бы о том, что разве всякие там детские болезни и жуткие паразиты, живущие в человеке, это нормально? Помнится, прочитал я как-то этот поток сознания, глянул на фото автора, которым сопровождался текст, – нескладного мужичонки с лицом, не отягощённым глубоким интеллектом, и стало мне как-то удивительно и смешно одновременно: ты спросишь Бога? Вот так возьмёшь и прямо спросишь? Ты, человек сомнительной нравственности, из кожи вон лезущий, чтобы доказать собственную значимость (как видно, для тебя же самого совсем неочевидную), вот так запросто предъявишь претензии Творцу неба и земли? И ты заявляешь об этом так серьёзно, будто бы Бог просто обязан будет выслушать, объясниться и, возможно, даже извиниться? Как же ты значим в собственных глазах, человек-субъект. И как одновременно жалок в своей самонадеянности...
А ведь это не сколь смешно, столь же и печально. Наш мир, наше общество в большинстве состоит именно из тех, кто свято уверовал в собственную субъектность и, похоже, не сомневается в ней даже перед Богом. Почему-то именно оно, ощущение субъектности, в том числе и перед Создателем, воспринимается человеком как подлинная свобода. Будто бы Бог дал человеку возможность и право говорить с Собой на равных.
Тем, у кого на этом месте брови невольно поползли вверх, рекомендую открыть Книгу Исход и прочитать о явлении Бога Моисею при горе Хориве. Бог открывает Себя, называя имя Сущий, что в действительности прозвучало как «Я есть». Характеризуя Себя, Бог указал на самое главное, как бы говоря будущему вождю еврейского народа: Я – Тот, Кто есть, Тот, Кто не просто имеет бытие, а Тот, Кто обладает им. Я – Тот, Кто даёт бытие всякой твари, Тот, Кем существует мир и живёт человек. Давайте поразмышляем. Как известно, Бог смерти не сотворил, она явилась следствием человеческого греха. Однако же и в раю человек должен был питаться плодами дерева жизни для того, чтобы жить. То есть, не будучи сотворён смертным, он и бессмертным по естеству не являлся, как не является и сейчас. Однажды дав человеку жизнь, Бог непрестанно даёт ему жизненные силы. Человек не способен существовать автономно от Бога и зависит от Него каждое мгновение собственной жизни. Образ Божий, составляющими которого являются и разум, и свободная воля, и бессмертие души, есть лишь отблеск Бога в Его творении. Так чем же гордиться человеку? На чём основывать субъектность перед лицом Того, в Чьей руке его дыхание?
Впрочем, подлинная субъектность для человека возможна. Основывается она на желании Самого Бога видеть человека не просто объектом Своей любви, но и возлюбленным созданием и даже сотворцом мира. Однако такая субъектность не утверждается человеком, а даруется Богом. Для чего человеку необходимо совершенно обратное тому, что так старательно он культивирует в себе под влиянием мира. Необходимо видеть в благах, окружающих нас повсюду, не само собой разумеющиеся вещи, а Божий дар. Необходимо не роптать на то, что чего-то не хватает, а радоваться тому, что дано. Необходимо не сознание собственной значимости в себе культивировать, а развивать покорность Богу. Необходимо вместо самоутверждения сделать основой жизни благодарение. И тогда, в благодарении и покорности Богу, человек обретёт подлинную субъектность чада Божия, имеющего милость видеть во Владыке неба и земли Милостивого и любящего Отца.
Так что не стоит спешить отвечать на вопрос о Боге, страданиях и справедливости заученными прописными истинами. Иногда не грех ответить на вопрос вопросом, и этот случай как раз из таких. Поэтому предлагаю всем, кому не дают покоя мысли о том, почему Бог допускает страдания невинных, житейскую несправедливость и глобальные катастрофы, для начала спросить самих себя: кто мы, чтобы задавать Богу вопросы? Обязан ли нам хоть чем-то Тот, Кто уже и так одарил нас сверх всякой необходимости? Есть ли какое-либо другое существо, приносящее в мир зло, страдания и несправедливость в большем количестве, чем человек? И кто же на самом деле во всём виноват?