ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Публикации / Православная духовность | 22-10-2024, 15:33

Источник информации

Не будет конца света, будет конец тьмы. orthodox-newspaper.ru

Проголосовать:
голосов: 0








Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)


Давайте поговорим о том, о чем чаще всего спрашивают зрители в последнее время. Речь о спасении в миру. Как спастись в современном мире, который стал более информативным, более секулярным, чем раньше. Как спастись? Но сначала разберемся с термином: что такое спасение?
– Вопрос очень глубокий и сложный. Нам немного подскажет Евангелие. В Писании говорится, что Христос пришел в мир, чтобы спасти людей от грехов их. Вот что означает спасение. Спасают того, кто погибает. Например, кто-то тонул, горел, погибал от той или иной болезни – и его спасли. Звучит слово «спасли». Не выручили или исцелили, а именно спасли. Спасение там, где погибель, где погибают.
Спасение – обоюдное. Например, как-то в новостях передавали, что на Эльбрусе человек провалился в расщелину между скал. Приехали спасатели, но сами они пролезть в эту расщелину не смогли, поэтому бросили человеку канат, он им потихоньку обвязался, и его вытащили. Получается, что это процесс обоюдный. Так и Христос скидывает нам веревку...
Веревка – это заповеди, жизнь по Евангелию. В чем спасение? Спасение в том, чтобы человек с помощью Бога отстал от грехов. Этот термин расшифровывает само Евангелие. Господь говорит иудеям: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36). Иудеи отвечали: «Мы – дети Авраама и никому никогда не были рабами» (см. Ин. 8:33). Господь говорит: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но… если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:34–36).
Сколько я по жизни встречаю людей, которые ничего не могут с собой сделать… Рабы греха. Рабы бутылки, рабы женщин, денег, зависти...
Рабы шмоток, рабы моды, рабы чужого мнения. И так далее. Что интересно, хотят избавиться от греха (например, понимают, что с тещей
или свекровью надо уживаться ради мира), но гордыня не позволяет... И вроде бы человек стремится к тому, чтобы было по-другому, но сделать с собой ничего не может.
Апостол Павел говорил: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Бедный я человек! (Рим. 7:19). Как же так? Почему? Кто-то сказал, что до Крещения грех живет внутри человека; у крещеного человека благодать живет внутри, а грех стучится снаружи; у некрещеного грех внутри, а благодать стучится снаружи. Получается, болезнь, которая названа первородным грехом, удобопреклонность ко греху у нас внутри. Грех каждого из нас тащит вниз. И только с Божией помощью, ухватившись за ризу Христову, возможно что-то изменить, если человек захочет. Если не захочет – ничего не произойдет. Мало того, это процесс всей жизни, по этому канату надо изо дня в день карабкаться вверх.
Мы говорим, что мы во Христе спасены. Когда человек просидел в яме трое суток без воды, тепла и огня, без связи и увидел спускающийся к нему канат, он уже кричит: «Я спасен». Потенциально мы спасены, как только получили канат, но ведь по канату надо еще лезть. Слава Богу, что канат существует, но должна быть обоюдность, должно быть соработничество.
В Евангелии Господь говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6:56). Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с Небес, таков, что ядущий его не умрет (Ин. 6:48–50). Причастие и на дом принесут тому, кто возжаждет, захочет вечной жизни, соединения со Христом, то есть спасения. Спасение предполагает очищение души и сердца. Господь говорит, что чистые сердцем Бога узрят. Исцеление от греха означает соединение со Светом.
Есть восточная поговорка: «Я жалею, что пришел поздно, но радуюсь, что не опоздал». Прийти к истине, осознать свою болезнь и постараться успеть что-то с ней сделать, постараться из болота протянуть руку ко Христу никогда не поздно, и это будет спасение. Чистые сердцем Бога увидят, поэтому надо, чтобы сердце было подготовлено, чтобы руки были способны поднять вас по этому канату. Христос пришел спасти людей от грехов их. То есть это новая жизнь по Евангелию. Евангелие – ориентир.
Отец Кирилл (Павлов) в последний период жизни, когда у него была еще такая возможность, отвечал на письма. Он писал: «Умоляю вас, читайте Священное Писание, запоминайте Священное Писание, чтобы исполнять Священное Писание». Это и есть ориентир, куда двигаться и от чего избавляться.
В Писании сказано: уклонись от зла, и сотвори благо. Это и есть спасение. Не делать плохого мало. Люди на Исповеди говорят: «Я ничего плохого не делаю». Слава Богу, если ты отстал от многих грехов. Например, исключил из жизни измены, мат, воровство, обман.
Это от мата можно избавиться в одночасье, с завистью уже тяжелее. Ты помирился с родными. Но страсти остались. Гордыня осталась, самолюбие осталось, эгоизм остался. Но все-таки ты уже начал двигаться. А потом понимаешь, что борешься со страстями, хочешь измениться, но ничего не получается. Господь говорит: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5).
Когда я в 17 лет взял в руки Евангелие, подумал: что я и что Евангелие… И я сказал себе, что постараюсь быть хорошим человеком. Я знал о храме, но только потом понял, что нужны Исповедь и какая-то помогающая сила. Тогда я не знал, что это такое. Сейчас все мы знаем, что это благодать Божия. Если очень хочешь, благодать поможет. Церковь – для этого, это лечебница. Священник на общей Исповеди читает молитву, где есть слова: «Пришел еси во врачебницу, не выходи неисцеленным». То есть в храме ты можешь потихоньку исцелиться от болезней души. Из месяца в месяц, из года в год все эти болезни будут уходить. И шансы огромные, они реально есть. Вот это и есть спасение, когда ты из тьмы ползешь, движешься к свету.
Мы 25 сентября были на собрании игуменов и игумений, там я услышал потрясающую мысль. В конце собрания один митрополит обратился к слушателям с такими словами: «Я слушал одного старца, который сказал, что конца света не будет. Будет конец тьмы». В Священном Писании нет выражения «конец света». Господь говорит: Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16:22). Апостол Павел пишет: Последний же враг истребится – смерть (1 Кор. 15:26). Что такое смерть? Тьма. Будет конец тьмы.
«Во свете Твоем узрим свет». «Свете Тихий святыя Славы…». Мы говорим о Христе. Христа мы называем Солнцем Правды. Разве может быть конец Света? Разве может быть конец любви, веры? Что будет? Тьма прекратит существование. Это будет не конец света, а начало жизни будущего века. Вот с каким мироощущением, каким фундаментом, настроем мы должны жить. Чего мы ждем? Мы ждем конца тьмы.
Наверное, словосочетание «конец света» нам кем-то было навязано. Этого же нет в Символе веры. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Где же здесь говорится о каком-то конце? Здесь только о начале. Святитель Василий Великий однажды сказал: «Давайте сейчас делать то, что за нами пойдет в вечность». Вот это и будет спасение. Не занимайся обустройством, не ставь полочки, где можно носочки сушить. Если ты в яме оказался, ползи из этой ямы, так сказать, вырубай ступеньки, чтобы из нее вылезти. Нам нужно вылезать из ямы, а мы эту яму начинаем обустраивать.
Мы вышли за богословские рамки. Вы сказали, что в храм мы приходим как в лечебницу. Когда мы приходим к врачу, он назначает нам постепенное лечение: сначала мы пьем таблетки в малых дозах, если не помогает – увеличиваем дозу; если таблетки не помогают, нам делают уколы, ставят капельницу. Все происходит постепенно, с нарастанием. Что же делать людям в миру? Вы уже обозначили, что проще соблюдать верность супругу, перестать материться и так далее, чем преодолеть какие-то внутренние страсти: зависть, раздражение, злобу, гордыню. С чего в принципе начинать?
– Скажу из своего личного опыта. До 17 лет я к вере не имел никакого отношения. Меня спасла любовь друга. Это протоиерей Игорь Лепешинский, настоятель храмов города Рузы, благочинный. Он мне на несколько дней дал Евангелие от Матфея, напечатанное на машинке, и Евангелие от Иоанна (не полностью). И это перевернуло мой внутренний мир.
Сам Господь дает нам алгоритм, с чего начинать. Во время искушений в пустыне, Христос ответил дьяволу: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4:4). Еще Господь говорит: Я уже не называю вас рабами… но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин. 15:15).
Господь сказал все, что нам нужно для спасения. Значит, в Евангелии дан весь алгоритм, путь, направление, вектор. Если человек хочет быть со Христом, хочет быть христианином, хочет быть человеком с большой буквы, надо начинать с Евангелия. Евангелие – это зеркало, это путь. Епископ Игнатий (Брянчанинов) говорил, что тщательное изучение Священного Писания открывает человеку Христа. Исполняй то, что знаешь.
Многие люди говорят: «Я читал Евангелие сто раз, это очень сложно». Что же там сложного? Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Будьте милосерды, как милосерд Отец ваш Небесный (см. Лк. 6:36). Господь говорит: заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13:34). Как возлюбил нас Господь? До самопожертвования. Он говорит, что и язычники любящих их любят, а вы любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, и добро творите ненавидящим вас (см. Мф. 5:44). Потому что, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5:20).
Спасение – это жизнь с Богом, жизнь со Христом, исцеление от болезней. Это происходит в результате обоюдных действий: с нашим желанием и с помощью Бога, благодати Божией и таинств Церкви.
Человек читает Евангелие, видит ориентир, начинает пытаться так думать и поступать, но ничего не получается. Он все знает, хочет так жить, но получается какой-то мизерный результат. Почему? Господь говорит: без Меня не можете делать ничего. И тогда человек начинает искать Бога. Есть много направлений: евангелисты, баптисты, протестанты и так далее. Все с Евангелием живут, все хотят жить по Евангелию. Но этого мало. Кроме учебника нужна еще и клиника. Сначала обследование – на Исповеди. Сделали УЗИ, рентген, МРТ, КТ и выяснилось, что есть опухоль блуда, опухоль зависти, опухоль гордыни, опухоль эгоизма. Что с этим делать? Надо принимать антидот от накопившегося яда. Человек понимает, что должна быть сила, благодать, которая поможет это преодолеть.
Когда у больного рак, ему делают операцию, потом химиотерапию и облучение. Так вот, в храме мы соприкасаемся со Светом, с положительной энергией. Богослужение, Исповедь, Святое Причастие – это и есть та самая сила, тот самый свет, то самое облучение, которое дает нам силы преодолеть то, что мы хотим преодолеть. Но все зависит от нас. Под лежачий камень вода не течет. Не падать свойственно только ангелам; падать и вставать свойственно людям; а, падши, никогда не вставать свойственно только бесам.
Когда дело доходит до операции, человек ищет конкретного врача, который будет делать операцию и сопровождать после нее. В духовной жизни это духовник. Кто такой духовник? Мы говорили об Александре Сергеевиче Пушкине, как он просил позвать священника. Когда его спросили, какого, то он сказал: любого. Любой священник имеет благодать врачевательной духовной помощи, наделен благодатью священства. Это может быть священник на приходе, к которому вы постоянно ходите на Исповедь и который уже знает вас не просто как прихожанина, а как человека, то есть знает обстоятельства вашей жизни. Тогда между вами и этим священником возникает связь и доверие. Если не будет веры во врача, что он может помочь и что то, что он сказал, надо делать, тогда ничего не работает.
Например, участковый врач в поликлинике выписал вам лечение, но вы ему не поверили, потому что все бесплатно. Потом вы пошли на консультацию к профессору, заплатили три тысячи рублей, профессор почти то же самое написал, но вы решаете этого придерживаться, это исполнять, потому что три тысячи жалко. Хорошо, когда есть профессор или даже участковый врач, который вас знает. Не надо заниматься самолечением. Что такое самолечение? Это когда вы что-то прочитали в интернете, сделали умозаключение и сами себе назначили лечение. Но это абсурдно.
Так и в Церкви. Это же абсурд, когда человек сам себе назначил духовное лечение. Это неправильно. Большинство прихожан, большинство христиан имеют вдумчивое отношение к своей жизни, к христианству. У греков есть такая поговорка: кто сам себе советчик, тот сам себе враг. Оптинские старцы о тех людях, которые никого не слушают и хотят лечиться самостоятельно, говорили: у них обычай бычий, а ум телячий. Что реку человеку-чудаку или что возглаголю творящему свою волю? Своя воля и учит, и мучит; сначала помучит, потом чему-нибудь научит.
Поэтому лучше посоветоваться. Люди же все это проходили. Ведь когда попадаешь в больницу, в палате тут же начинается общение: «А тебе что помогло? Мне вот это». Или кто-то говорит: «Перед тем, как это пить, нужно сначала вот это выпить, чтобы горечь не так сильно действовала». То есть люди делятся между собой какими-то нюансами, дают советы. Почему? Потому что имеют опыт./p>
Так и духовник. Мы, священники, все это уже слышали, видели, мы понимаем, как что действует. И Евангелие должно стать сначала достоянием нашей памяти, потом – достоянием сердца. Сначала должна очиститься мысль; в голове должно быть устроение, что вот это нужно делать, а вот этого делать нельзя.
Например, едет человек в метро и у него возникает в голове образ красивой женщины. Если пошла какая-то блудная фантазия, то это уже грех. Нужно вспомнить в этот момент слова Христа: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28). Невозможно, чтобы комары на нас не садились, а вот будет ли комар пить кровь, это уже от нас зависит. Комара надо прихлопнуть. Так же и с мыслями: дурные мысли есть у всех, но нам дана сила и возможность с помощью заповедей и молитвы их пресекать.
У нас должна работать внутренняя противовоздушная оборона духовная. Человек должен сам себе сказать: «Так думать не надо». Почему? Потому что Господь не хочет, чтобы мы так думали. Духовники дают совет: женщина должна смотреть на мужчину, как на отца или брата, а мужчина должен смотреть на женщину, как на мать или сестру. Женщина для мужчины только одна – жена. Мужчина для женщины только один – муж, остальные – братья или отцы.
Молитва внутренняя тоже помогает. Получается, человек держит заповеди в уме и сердце. Кстати, раньше научение было из уст в уста. Говорили мало, но добивались того, чтобы это запомнить. У греков есть девиз: «То, что не стало достоянием твоей памяти, не стало достоянием твоего ума». Что толку, если ты перечитал пять книг, но ничего из них не запомнил? Это образование, научение? Нет.
Поэтому, читая Евангелие, нужно запоминать сначала одну какую-то мысль, заповедь, через неделю еще одну. Сначала – заповеди блаженств, Нагорная проповедь. Это Евангелие от Матфея, 5, 6 и 7 главы. Это то, с чего мы должны начинать. Но надо все это запоминать. В чем проблема нашей христианской жизни? Почему мы буксуем на одном месте? Потому что не знаем, что Господь от нас хочет. Он хочет, чтобы мы были такими, как Он говорит в Нагорной проповеди. Когда человек это запоминает, то хочет это исполнить. Но у него ничего не получается. И тогда он ищет храм, ищет врача, наставника – и все потихоньку начинает устраиваться.
Причащение – это духовное соединение с Господом, потому что мы Его Тело вкушаем. Сказано в молитве: «пройди во вся мои составы, попали терние всех моих прегрешений». Причастие – это невещественный Божественный огонь.
Нужно читать святых отцов. У нас есть святой, которому посвящена Неделя Великого поста, – Иоанн Лествичник. Чем он так знаменит? Почему Церковь посвятила этому святому Неделю Великого поста? Потому что он создал учебник внутренних болезней и добродетелей, где сказано, от чего нам нужно уклониться и какое благо сотворить. Его творение называется «Лествица», то есть лестница. В книге 30 статей о том, от каких грехов нужно избавиться и какие добродетели приобрести.
Мало уклоняться от зла, нужно сотворить благо. Алгоритм духовной жизни: начни с себя. Советую телезрителям, когда будет возможность, найти в интернете стихотворение. Оно начинается так: «Начни с себя – всего два слова, произношу я их любя…». Найдите и прочтите это стихотворение. Это будет, так сказать, духовный ориентир и хорошее завершение нашего сегодняшнего разговора. С себя надо начинать. Не надо спасать всех вокруг себя. Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». А у Исаака Сирина есть такие слова: «Умирись сам с собою, и умирятся с тобою небо и земля». Совесть в мире должна быть, это и есть спасение...

Записала: Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:

https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-27-09-2024;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-05-10-2024

Священник Алексий Дудин: Достаточно ли быть хорошим человеком, чтобы спастись?
Беседы с батюшкой

Священник Алексий Дудин: Достаточно ли быть хорошим человеком, чтобы спастись?

 
Протоиерей Димитрий Кулигин: Самоукорение – не отчаяние
Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Кулигин: Самоукорение – не отчаяние


 

В сюжете: Спасение Бог

 

Просмотров: 91
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru