Честно признаюсь, когда услышал о шумихе, связанной с прокурорской проверкой оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре, инициированной православной общественностью, то отнесся к этой информации очень скептически. Дескать, опять православные чудят. Поскольку сам я не сторонник запретительных мер.
Так было, пока мне на глаза не попались синопсис оперы и интервью с режиссером постановки. Тогда понял, что ох и неспроста тысячи новосибирцев вышли на акцию протеста к зданию того оскандалившегося театра.
Опера с «клубничкой»
Для начала введу вас в курс дела. В декабре на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета вышла опера «Тангейзер». Для тех, кто не в курсе – эта постановка по мотивам знаменитой оперы Вагнера. Правда, от работы великого композитора там остались лишь рожки да ножки – лишь общая сюжетная линия да имена героев.
Творческая переработка немецкой классики принадлежит местному Кулябину по имени Тимофей. Он режиссер-постановщик данной оперы. По его задумке главный герой Генрих Тангейзер – кинорежиссер и он снимает фильм. Картина предполагается с «клубничкой». Самое гадкое, что в эту пошлость втиснули личность Иисуса Христа.
Ложь режиссера
Вот краткое содержание первой части первого акта кулябинского «Тангейзера» (взято с официального сайта театра): «Начинаются съемки финальной сцены <Грота Венеры> прощание Венеры и Иисуса. Иисус хочет любой ценой освободиться из плена грота. Венера пытается удержать его сначала обещаниями вечной любви, затем угрозами и мольбами. Но Иисус стремится в реальный мир, он готов к испытаниям и смерти. В конце концов он разрушает пространство грота, призвав на помощь имя своей матери Марии».
Сам Тимофей Кулябин в интервью одному из местных телеканалов так рассказывает о своем детище: «По моей версии, режиссер Тангейзер снимает такое скандальное кино, где он выдумал, что Христос находится в гроте Венеры, придаваясь любовным утехам. <…> Там нет сцен совокупления Христа, там есть сцена его побега из венеринова грота. Он принимает сознательное решение уйти от наслаждения и прийти к боли, к своей миссии. Это текст оперы Вагнера».
Обратите внимание на последнее предложение. Тимофей Кулябин откровенно врет. В «Тангейзере» Рихарда Вагнера – нет героя по имени Иисус Христос. Все эти сексуальные фантазии – плод воображения молодого новосибирского режиссера, который, видимо, решил «засветиться» на культурном олимпе.
Защита митрополита
Кроме всего прочего, на сцене во время показа оперы постоянно используется Крест, изображение Распятого Спасителя на фоне обнаженной женщины и так далее. Естественно, стали поступать жалобы от верующих в Новосибирскую митрополию. И православный архиерей выступил в защиту православных новосибирцев.
В феврале в местную прокуратуру поступило официальное обращение за подписью митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, где он просит проверить на соответствие российского законодательства данную оперу, которая его по мнению унижает православных христиан и оскорбляет их религиозные чувства.
Долгое время из правоохранительных органов не было никакого ответа, тогда свою позицию решили высказать православные новосибирцы, которые 1 марта вышли к зданию театра, где идет постановка. На митинге они потребовали отставки регионального министра культуры и главу культурного департамента Новосибирска.
Антикультура и бесхребетность
Честно говоря, создается впечатление, что по России идет намеренный культурный троллинг православных христиан. То тут, то там проводятся всевозможные кощунственные выставки, перфомансы, презентуются спектакли с антихристианскими
мотивами, снимаются антиклерикальные фильмы. У нас пытаются вывернуть наизнанку понятие культуры, которая скоро может стать синонимом площадной ругани, «обнаженки» и оскорблением святынь.
Возмущает, что все это делается с наглым видом на деньги налогоплательщиков, среди которых немало и христиан. А может пришло время нашему российскому Министерству культуры – перестать быть таким бесхребетным и что-нибудь предпринять в этом отношении?
Вот, например, в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви идет обсуждение проекта документа об отношении церковного общества к культуре. Лично я, являясь членом этого церковного органа, выступил с инициативой введения в документ термина «антикультура». Поскольку этому антихристианскому явлению нужно дать официальную этическую оценку. Назвать вещи своими именами.
Попытка понять
Православным христианам России хочется лишь одного – чтобы деятели культуры нас попытались понять. Для этого им нужно найти в своей жизни то, что им будет свято. Это, наверняка, мама, папа, семья, дети. Захотели ли бы все эти режиссеры-постановщики, чтобы кто-нибудь поставил пьесу, где их мама занимается любовными утехами? Лично мне думается, что желающих этого среди мэтров культуры вряд ли бы нашлось.
А ведь примерно такие чувства испытываем и мы, верующие, для которых Христос, Богородица, святые – являются такими же родными и близкими. Поэтому нам, христианам, не хочется, чтобы Бога, Который для нас больше, чем историческая личность – оставили в покое. Чтобы оставили в покое наши святыни – Кресты, иконы, молитвы. Тогда никто не обратит внимания на все ваши перфомансы, выставки, спектакли и фильмы вместе взятые. Попытайтесь это понять.
иерей Святослав ШЕВЧЕНКО
protoinfo.ru