Около месяца мы были свидетелями ситуации, развивающейся вокруг оперы «Тангейзер», поставленной на новый лад новосибирским режиссером. В одном из своих интервью Тимофей Кулябин признался, что преследовал подспудную цель – спровоцировать реакцию на свою постановку. А это, по его словам, можно достигнуть, затронув либо еврейский вопрос, либо религиозную тему.
Мы знаем, что скандальный режиссер выбрал второе (видимо, понимал, что за Холокост можно и получить), когда ввел в спектакль персонажа – Иисуса Христа. Да не просто ввел, а заставил героя по сценарию заниматься непотребством. И господина Кулябина совсем не интересовало, что Иисус Христос – это Бог христиан, Которого они почитают безгрешным. Но, видимо, лавры создателей «Кода Давинчи» и других подобных провокационных вещей были до того вожделенны.
Неудобный епископ
И все бы ему сошло с рук, но новосибирский архиерей вступился за оскорбленных верующих, которые стали обращаться к нему с жалобами. Хотя мог занять удобную позицию «моя хата с краю», которую, к сожалению, нередко занимают некоторые его собратья, опасаясь поссориться с власть имущими. И мы знаем, что мэру города и местному министру культуры этот шаг владыки Тихона очень не понравился. Ему пришлось испортить с ними отношения.
Благо, что своего митрополита поддержали православные новосибирцы, которые вышли на молитвенное стояние, что в светской терминологии называется митингом протеста. И с каждым новым митингом-молитвой – людей приходило все больше. Последняя такая гражданская акция перед Новосибирским театром оперы и балета собрала, по оценкам органов правопорядка, около трех тысяч человек.
Кстати, такую возможность дал верующим Архиерейский собор, приняв документ «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви». В нем подчеркивается, что христиане не могут быть безразличными и оставлять без ответа публичные проявления непочтения к Богу, святыням, основам христианского вероучения и церковным обрядам. Поэтому кроме всех прочих законных методов они имеют право на мирное гражданское противодействие в виде критики, бойкотов и пикетов.
Закон не дубина
Слава Богу, неравнодушные люди были услышаны. На днях в СМИ прошла информация, что российский министр культуры Владимир Мединский (искренне зауважал его) снял бесчувственного директора театра, который отказывался убрать из репертуара кощунственную постановку. Народ понял, что в России только с помощью отстаивания твердой гражданской позиции можно заставить работать законы.
Ведь никто же не хочет, чтобы народ взялся за дубины, а в оскандалившийся театр полетели камни? Для того и законы пишутся, чтобы регулировать взаимоотношения между людьми и их социальными группами – особенно в части конфликтных ситуаций. Считаю федеральный закон «Об оскорблении чувств верующих», принятый в 2013 году, очень своевременным, несмотря на по-толстовски патетические заявления отдельных православных деятелей о том, что христиане не должны оскорбляться.
Оскорбить понарошку
И пусть нелегко выражать свою гражданскую позицию, поскольку было давление по всем направлениям. В защиту Кулябина, испохабившего вагнеровского «Тангейзера» собственными сексуальными фантазиями, выступили известные деятели культуры. Но самое интересное, что сами именитые мэтры театральных подмостков и кинематографии – Захаров, Волчек и другие – никогда бы не поставили подобной безвкусицы. Это обычная корпоративная солидарность. Не больше.
Более того, лидеры общественного мнения пытаются нам навязать свою позицию, сравнивая возмущение христиан с попыткой ввести цензуру. Недавно в Фейсбуке прочитал пост российского режиссера и сценариста Юрия Грымова, который сходил на современную постановку в Электротеатр «Станиславский». Человек, искушенный самыми необычными театральными экспериментами, был в шоке, когда в первом акте женщина вышла на сцену и помочилась перед зрителями. К сожалению, создается ощущение, что скоро на театральных подмостках артисты начнут совокупляться. И отнюдь не понарошку.
Читал и интервью умных драматургов и кинематографов, которые всерьез утверждали, что понарошку был в кулибинском «Тангейзере» как раз Христос. Дескать, это совсем не Тот, Который у христиан, а другой – вымышленный. Хочется предложить последователям такой позиции поставить спектакль или снять фильм, в которых героев, занимающихся непотребством, нужно назвать полными именами родителей, жен, детей создателей таких «произведений».
Христианская соль
Лично меня радует, что православные россияне стали смелее в отстаивании своих прав в этом секулярном мире, диктующем свои правила игры. Христиане – это такая же равноправная часть общества, которая имеет свой конституционный голос. Если это кому-нибудь не нравится, то ему следует заучить мудрость великих, которая гласит, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода других. Давайте не будем переходить на личности. Тем более, посягать на Личность Бога.
Сам Спаситель назвал христиан – солью: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13). Согласитесь, что в быту соль просто незаменимая вещь. Со мной согласятся все те, кто пробовал несоленую пищу. Другими словами, Христианство придает вкус этому миру, который мы называем смыслом жизни. И Христос предупредил о возможной трагедии, если соль этого мира вдруг станет безвкусной, то есть перестанет выполнять свои функции, в ней отпадает необходимость – ее банально выбрасывают…
Конечно, нам, православных христианам, в тоже время нужно помнить, чтобы, защищая свои святыни, случаем не пересолить. От пересоленного только артериального давление прыгает. И плеваться хочется. За золотую середину! За царский путь!
иерей Святослав Шевченко
protoinfo.ru