9 апреля 1870 года на должность ординарного профессора Базельского университета был назначен Фридрих Ницше. Немецкий философ – сложная и неоднозначная фигура. Более того, не побоюсь применить к этому гиганту мысли еще один эпитет – великий. Ведь, как показывает нам история, величие бывает разное. Как со знаком «плюс», так и со знаком «минус».
Философия Ницше – собрание разнородных и весьма спорных и неоднозначно интерпретируемых текстов. Одним из наиболее известных его цитат являются его слова о смерти Бога: «Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь?»
«Бог умер» – это диагноз всей нашей культуре, изгнавшей Бога из себя, а также констатация факта, что люди убили его – приговор человечеству. Но раз Бог умер, то кто же жив? Жив остался сверхчеловек.
Сверхчеловеку, по задумке Ницше, позволено все – для него нет правил и морали. Падающего он может и даже должен подтолкнуть, добро и зло для него превращаются в абстрактные понятия и лишь сам он становится мерилом добра и зла. Идея сверхчеловека окажется крайне востребованной в XX веке. Идеальный ариец, идеал созданный идеологами нацистской пропаганды, во многом будет напоминать ницшеанского сверхчеловека.
Православная оценка философии Ницше была дана православным святым наших дней – преподобным Иустином (Поповичем).
Для святого Иустина, боровшегося с крайностями европейского либерализма, идея сверхчеловека была тесно связана с общей трагедией гуманизма. «Завершена драма гуманизма, создан новый человек – сверхчеловек. Из эмбриона Руссо гуманистический человек развился в сверхчеловека, человек эпохи Ренессанса завершен сверхчеловеком» – так характеризует преподобный наследие Ницше.
Сверхчеловек извращает один из главных догматов христианства – догмат о боговоплощении. Христос является Богочеловеком, а сверхчеловек есть пародия на него, злая карикатура.
«Сверхчеловек – это самая удачная карикатура на человека на нашей помраченной планете» – завершает свою мысль преподобный Иустин.
Мы живем в мире, в котором каждый маленький человек возомнил себя сверхчеловеком. Но мы, православные христиане, призваны помнить, что истина в Богочеловеке и к Нему мы должны стремиться.
Александр Ермолин
protoinfo.ru