Последние десятилетия в Европе полным ходом идут два процесса, которые коренным образом меняют её облик. С одной стороны — это постоянное увеличение числа мигрантов-мусульман, с другой — постоянное уменьшение числа христиан. Про засилье мигрантов всем уже достаточно хорошо известно: в большинстве крупных городов ЕС они уже фактически составляют большинство, что определяется уже просто визуально. Миграционный кризис, который накрыл Европу в этом году, лишь только усугубил эту ситуацию.
А вот другой процесс — дехристианизацию — визуально не зафиксируешь. У любого туриста во Франции, Голландии и Германии из-за обилия древних храмов может сложиться ощущение того, что с христианством здесь все в порядке, однако, это далеко не так. Большинство храмов здесь используется не по назначению, а те немногие, что по-прежнему действуют, даже по воскресениям почти пусты. Исключение пока составляют Ирландия, Польша, Италия и Испания. Но даже здесь уже наметились тенденции по сокращению числа прихожан.
Что же касается стран со значительной «антиклерикальной» традицией — Франции, Голландии и Германии — то здесь процесс дехристианизации идет весьма стремительно. Например, только в одном Берлине за последние двадцать лет было закрыто не менее 17-ти католических и протестантских церквей. Часть была снесена, часть продана или переоборудована для других целей, сообщает Седмица.Ru. Сегодня в немецкой столице богослужения совершаются в 300 протестантских и приблизительно ста католических церквах.
В католической архиепархии Берлина за последние годы закрылось 12 церквей. Две из них были снесены, в некоторых были оборудованы школы, некоторые были переданы христианским общинам других конфессий. В результате этих действий часть приходов архиепархии была укрупнена. Что же касается протестантских церквей, то пять из них были преобразованы в жилые здания, музей, выставочный зал и студию звукозаписи.
К чему приведет сочетание этих двух тенденций в Европе — мусульманизации, с одной стороны, и дехристианизации с другой — даже сложно себе представить. Ясно одно: облик старой христианской Европы, крепкой своими традициями и культурой уходит в прошлое.
Русская линия