Христианин – это не просто человек, который старается «быть хорошим». Это человек, перемещенный в совершенно иную систему координат.
Мы посланы быть миротворцами, мы посланы исцелять и созидать – особенно, исцелять отношения людей с Богом и друг другом, разрушенные грехом.
Христианин и две политики
В интернете люди, говорящие о своем христианстве, поглощены яростными препирательствами из-за украинской смуты. Патриоты обеих сторон предаются откровенной ненависти и призывают к убийству. Противно ли это заповедям Божиим? Несомненно, и пытаться делать вид, что это не так – значит заниматься самообманом.
Но где обрести опору для хранения заповедей? В ясном осознании того, кто мы такие, и что из этого следует.
Христианин – это не просто человек, который старается «быть хорошим». Это человек, перемещенный в совершенно иную систему координат.
Святой Апостол Павел пишет в послании к Ефесянам: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф.2:4-7).
Апостол не говорит «когда-нибудь в будущем Бог посадит Вас на небесах во Христе Иисусе». Он исходит из того, что пребывая во Христе через веру и церковные Таинства, мы уже вместе с Ним возведены на небо. Здесь, сейчас с нами произошла радикальная перемена – и значит то, как мы видим мир, себя и друг друга, полностью переменилось.
Представьте себе человека, побывавшего на небесах. Он был в раю и видел вечное ликование спасенных; видел Город – Небесный Иерусалим, о котором в Писании сказано:
«И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов. И не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр.21:23-27, 22:1-5).
Как сказал английский поэт Сэмуэль Колридж:
Что, если ты уснул?
И что, если во сне ты видел рай небесный?
И что, если в раю цветок сорвал ты странный и чудесный?
Что, если ты проснулся – а цветок
еще в твоей руке?
Ах, что тогда?
Христианин – это человек, который через веру и Таинства принят на небеса; этот Небесный Город – наша Родина. Мы там граждане.
Как говорит святой Апостол, «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19). Мы знаем, что мы принадлежим Граду Божию – и что наступит день, когда мы водворимся там навечно. И самое важное – это дойти туда.
Видение Небесного Иерусалима Иоанном Богословом (Анжерский апокалипсис)
Потому что если принимать нашу веру всерьез, то спасение Вашей души – и души Вашего ближнего – гораздо, неизмеримо важнее геополитических бодаловок между Россией и США, того чей Крым, и будет ли Украина унитарным или федеративным государством.
Души, которые были спасены тысячу лет назад, остаются спасенными; а которые погибли в то же время, остаются погибшими. Какова была в то время политическая жизнь, кто-нибудь помнит?
Определенно, какая-то была. Восточная Римская Империя вела тонкие дипломатические игры, франки тоже чего-нибудь делили, яростно препирались, отхватывали друг другу головы, посылали войска, бегали к Папе или Патриарху за благословением, чтобы потом предъявлять его верным частям – в общем, суетились.
Что мы имеем в сухом остатке? То, что некоторые души были спасены для вечности, а некоторые погибли.
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь Крым, и даже Юго-Восток, а душе своей повредит? То, храните ли лично Вы заповеди Божии, намного важнее, чем то, что там делают Путин, Обама, или еще какие-то сильные мира сего. Если Вы думаете, что у Вас есть веские причины ненавидеть других людей и призывать их убить, подумайте, насколько вескими они будут через какую-то тысячу лет, когда Вы будете оглядываться на них из того или другого места.
Конечно, это не означает эскапизма – христианин не беглец, а посланник, агент Господа в этом мире. Наш Господь послал нас сюда, в этот мир вражды и безумия, с миссией – подвизаться ради вечного спасения нас и наших ближних, всех, с кем мы имеем дело, всех, кому мы можем сказать слово через интернет.
Мы посланы быть миротворцами, мы посланы исцелять и созидать – особенно, исцелять отношения людей с Богом и друг другом, разрушенные грехом.
Мы призваны молиться – особенно за врагов, особенно за тех, кто нас пугает, раздражает или вызывает наше негодование. Мы признаны возвещать мир и спасение во Христе.
Если мы православные христиане, для нас все те, кто приступает ко Святой Чаше – в Москве или Киеве, Донецке или Тернополе, Берлине или Нью-Йорке, возлюбленные братья и сестры, с которыми мы надеемся разделить блаженную вечность.
Как неустанно напоминает Церковь, «Границы Церкви не определяются политическими предпочтениями, этническими различиями и даже государственными границами. Церковь хранит свое единство, несмотря на все переменчивые обстоятельства».
Есть вещи – переживания, ценности, предпочтения, которые можно взять с собой в рай; а есть такие, которые нельзя – их там не будет, иначе это был бы уже совсем не рай. От них можно либо отказаться, либо отправиться не в рай, а туда, где они будут.
Ненависть, презрение, радость по поводу несчастий соседа, жажда мести (сколь угодно «справедливой») – это то, с чем в рай не войдешь. Это надо или оставить, или идти совсем в другое место.
А нам важно понимать, что мы все – сограждане, ибо принадлежим к одному Городу – Небесному Иерусалиму, принадлежим к одному народу – Божию и пребываем под властью одного Царя – Господа нашего Иисуса Христа.
Сергей Худиев
pravmir.ru