СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Текущие трагические события привели к немалым разногласиям не только в обществе, но и в Церкви — одни резко критикуют священноначалие, другие, напротив, видят в части своих сослужителей и собратьев «пятую колонну». На чисто человеческом уровне такая реакция понятна — общая атмосфера в социальных сетях насыщена яростью, гневом, горем и ненавистью, и наставления Священного Писания о братской любви и мире воспринимаются как совершенно не отвечающие состоянию умов и сердец в эти дни.
Люди спрашивают, можно ли принадлежать к Церкви, в то время как они категорически не разделяют отношение тех или иных иерархов и священников к происходящим событиям.
Ответ очевиден: разумеется, можно. И необходимо. Церковь — это не политическое, а вероисповедное сообщество. Конечно, бывают тоталитарные политические движения со своим мировоззрением, которое в принципе несовместимо с правой верой — на уровне догматики — но сейчас не эта ситуация.
Наша вера говорит нам, что любые жизненные обстоятельства посылаются нам именно затем, чтобы мы научились хранить веру и верность нашему Господу. Как говорит святой Апостол Иоанн, «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Иоан 5:19) Христос говорит о том, что мы, будучи Его учениками, не принадлежим к этому миру бесконечно многообразной лжи, ярости и ненависти: «Они не от мира, как и Я не от мира» (Иоан 17:16)
Мы изъяты из этого мира в таинстве Крещения и введены в Царство Господа нашего Иисуса Христа: «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, В Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол.1:12-14)
Ценности и устремления этого мира — не наши ценности и устремления. Его оценки — не наши оценки. Мы знаем, что «проходит образ мира сего» (1 Кор.7:31), а главной чертой этого лежащего во зле мире мира является именно его преходящесть, непрочность и неподлинность.
Церковь — как сообщество людей, которые обратились ко Христу в покаянии и вере — переживет все бури этого мира, и сам этот мир. Церковь основал Христос, и Христос в ней пребывает, живым, действенным и спасительным образом, преподавая нам через Таинства жизнь вечную и блаженную.
Когда мы принимаем эту истину верой, ничто, абсолютно ничто не может быть уважительной причиной, чтобы покинуть Церковь — потому что мы пришли в нее ко Христу и остаемся в ней ради Христа.
Мы приходим в Церковь и приступаем к Евхаристии потому, что так заповедал нам Христос — а не потому, что нам понравилась чья-то политическая позиция. И уход был бы проявлением неверия во Христа, а не сильных политических разногласий.
Когда мы даем этой истине утвердиться в нашем сознании, мы начинаем исходить из того, что пребывать в Церкви Божией, приступать к Таинствам, несопоставимо важнее любых политических оценок.
Принадлежа к Церкви, мы подписываемся под ее догматическим и нравственным учением — но никак не под оценкой теми или иными ее служителями текущих событий. В Церкви есть разные люди с разными оценками происходящего.
Церковь есть школа любви, где мы учимся любить, почитать и принимать людей, которые нам не нравятся или с которыми мы решительно не согласны.
Христос пришел в мир грешных спасти — эти слова Апостола мы повторяем каждый раз, идя к Причастию. Христос снисходит к «невежествующим и заблуждающим», Он всегда ищет спасти, а не отвергнуть человека, которого ценит достаточно высоко, чтобы умереть за него на Кресте.
Единственная надежда для каждого из нас — в том, что Христос принимает нас несмотря на наши грехи и заблуждения, нашу глупость и самоуверенность, и что у Него хватает терпения сносить то в нас, что несомненно дурно, пока Он неотступно трудится над нашим исправлением.
Если мы верим в любовь и долготерпение Христово — и только в нем полагаем нашу надежду, нам следует быть терпеливыми друг с другом. Как Христос не отвергает нас, так и мы должен не отвергать друг друга. Даже если мы друг друга глубоко огорчаем — вернее, в такие дни особенно.
В мире сем принято делиться на партии и доказывать верность своим, с яростью отвергая «чужих», и демонстрировать свое сверкающее моральное превосходство над «плохими».
Но мы не принадлежим к этому миру. Мы принадлежим к Церкви Божией.
Заповедь «почитай отца и мать» относится не только к нашим родителям по плоти, но и к иерархам и священникам Церкви Божией. «Почитать» не обязательно значит «во всем соглашаться». Мы же во многом не соглашаемся с нашими родителями по плоти — но продолжаем любить их и почитать.
Так надлежит нам любить и почитать и Патриарха Кирилла, и митрополита Онуфрия, и не допускать никакой грубой и оскорбительной хулы в адрес кого либо из них — или Епископов и священников вообще. Если вам принципиально выразить несогласие, для этого можно найти вполне благоприличные христианину слова.
Кроме того, важно помнить, что в отличие от блогера, который отвечает только за себя — максимум, за своих домашних — любой священник или епископ отвечает за свою паству, и должен учитывать, как его слова отразятся на ее положении. Чем большие последствия могут иметь слова человека, тем менее он в них свободен. Мы же должны стараться быть адвокатами, а не прокурорами нашим священникам и иерархам. Прокуроров и без нас полный Интернет.
Конечно, волны информационных атак, которые перекатываются по интернету в том и в другом направлении, сбивают с ног. Но мы должны, прежде всего, определиться для себя — будем ли мы следовать за этими волнами, или утвердимся на камне веры и решимся твердо пребывать в Церкви Божией.