СЕРГЕЙ ХУДИЕВ
Недавняя презентация в конгрессе Мексики «мумий инопланетян» поначалу вызвала живой интерес. Ну, наконец-то появились настоящие, осязаемые свидетельства того, о чем нам твердят десятилетиям — землю постоянно, как в далеком прошлом, так и сейчас, посещают корабли пришельцев с далеких звезд. «Уфологи», «ученые», которые исследуют посещения земли инопланетянами, оказались правы! То, от чего отмахивались, как от бреда и низкопробной фантастики, оказалось реальностью, скептики посрамлены.
Мне даже доводилось читать в сети утверждения, что религии, наконец-то придет конец — явление разумных инопланетян окончательно похоронит христианскую картину мира. Можно заметить, что не похоронит — Библия вообще ничего не говорит о том, сотворил ли Бог разумную жизнь где-то еще во вселенной, и, в принципе, это возможно. В известной «Космической Трилогии» К.С.Льюиса описывается жизнь на других планетах именно в христианской картине мироздания.
Но вскоре выяснилось то, что у нас были все основания предполагать с самого начала — «мумии инопланетян» оказались грубой подделкой, ученые, взглянув на рентгеновские снимки «мумий» с первого взгляда поняли, что имеют дело с чучелами, собранными из костей различных (и при этом 100% земных) организмов, а составленные таким образом «скелеты» не могли бы функционировать.
Представил «мумии» известный мексиканский уфолог Хайме Мауссан, за которым есть длинная история подделок. Он уже предъявлял публике «существо с метеорита», которое оказалось трупом обезьянки, в 2015 году он выдавал мумифицированные остатки ребенка за «инопланетное дитя», 2016 году — показал «демоническую фею» собранную из остатков летучей мыши, деревянных палочек, эпоксидки и тому подобных элементов.
Вскрытие обмана, впрочем, не охладило энтузиазм уфологов.
Некоторые говорят о том, что наличие фальшивых инопланетян не опровергает существования реальных. В археологии, например, постоянно появляются подделки — но это не опровергает выводы добросовестных археологов. Другие пошли дальше, и увидели в художествах Мауссана сознательную «операцию прикрытия» — власти, которые давно в курсе реальности инопланетян, пытаются заранее скомпроментировать любую утечку, выставив всех уфологов жуликами или сумасшедшими.
Есть и версия, что это операция самих инопланетян — которые подрядили мексиканского уфолога, чтобы замести следы.
Со стороны глядя, все это может показаться самым жалким помешательством — но сами уфологи убеждены, что существует ошеломляюще огромное число свидетельств того, что инопланетяне (разные их виды из разных мест вселенной) давно прилетают на землю как к себе домой, причем некоторые уверяют, что даже человеческая раса — плод генетических экспериментов пришельцев.
Мировые лидеры (или, по крайней мере, президенты США) в курсе этого, но тщательно скрывают, опасаясь паники и непредсказуемых социальных последствий.
Инопланетяне построили египетские и южноамериканские пирамиды, изображены чуть не на всех мировых шедеврах живописи (вот они, в уголке, надо только присмотреться), и вообще по улице нельзя пройти от инопланетян — хотя их существование и окружает «заговор молчания» который пытаются пробить энтузиасты-уфологи.
Скептическое мнение ученых — в том числе, тех, кто занимается поисками внеземной жизни по программе SETI — отвергается на том основании, что они тоже участвуют в усилиях властей по сокрытию правды.
Что касается Церкви — и для западных уфологов речь идет от католичестве — то Ватикан, конечно, в курсе, но скрывает, чтобы не подорвать религию.
С таким умонастроением все, что, как кажется, помогает утвердить принятую систему убеждений, подхватывается с горячим энтузиазмом, а то, что ее опровергает — игнорируется.
В этом отношении уфология, конечно, не наука. Одним из критериев научности теории является ее фальсифицируемость — она не должна быть в принципе неопровержимой. Как обратил внимание (в начале ХХ века) теоретик науки Карл Поппер, некоторые теории (Поппер указывал на Фрейдизм и Марксизм) проявляли способность объявлять любые вообще данные подтверждающими их концепции. Для марксиста (как и для фрейдиста) все, что бы ни происходило, всегда служит подтверждением правоты его взгляда на мир.
Стоило человеку принять теорию — как повсюду, на каждом углу, он обнаруживал ее блестящие подтверждения.
Поппер обратил внимание на то, что настоящая научная теория должна рисковать — делать предсказания, которые могут и не сбыться. Ее сторонник должен быть готов ответить на вопрос «что могло бы служить опровержением вашей теории?» Если никакие данные наблюдений или экспериментов не могут опровергнуть систему представлений — то мы имеем дело не с научной теорией, а с метафизическим верованием. Не обязательно ложным — «научное» и «истинное» лежат в разных плоскостях — но, во всяком случае, не научным.
Уфология, определенно, не является наукой. Но что она такое?
Попробуем увидеть ее со стороны. Люди убеждены в существовании сверхчеловечески могущественных, пугающих до полусмерти и одновременно непостижимо влекущих существ, бытие которых отвечает на вопрос о нашем месте во вселенной и даже самом происхождении.
Существ, сама мысль о которых вызывает переживание, которое немецкий религиовед Рудольф Отто обозначал как mysterium tremendum — «тайна, в трепет повергающая». Отто описывает это как чувство встречи с «нуминозным объектом», который вызывает у одновременно ужас и завороженное влечение (mysterium fascinosum).
Уфология — это религиозный феномен, и именно этим обусловлен ее успех, который не могут победить ни насмешки скептиков, ни многочисленные разоблачения подделок уфологов.
Сами уфологи любят говорить о том, что языческие боги — это, на самом деле, инопланетяне. Дело обстоит наоборот — это инопланетяне являются языческими богами.
Как и у древних язычников, они могущественны (но не всемогущи), намного превосходят людей знанием и возможностями, но едва ли лучше их в нравственном отношении.
Инопланетяне (как и языческие боги) конфликтуют между собой и далеко не всегда благожелательны к людям.
Утраченная, или выцветшая, рационализированная религиозность оставляет неутоленной глубочайшую потребность человеческого сердца в смысле, чуде и тайне, в благоговейном трепете перед «касанием миров иных».
Материализм, провозглашающий вселенную пустой и бессмысленной, поспешно принятый многими современными людьми, оставляет их в плоском, бесцветном и безвкусном мире, жизнь в котором нагоняет беспросветную тоску.
И люди ухватываются за ту веру, которую им дозволяет их мировоззрение — в богов с летающих тарелок.
Но если мы, люди, так или иначе религиозны, нам не стоит ухватываться за подделки и суррогаты.
Нам стоит искать истину — и найти ее в столь безрассудно и поспешно оставленной многими христианской вере. В мире есть чудо и тайна, смысл и надежда, и благоговейный трепет перед святыней. Мы обретаем все это в Церкви, когда оставляем фальшивые мумии и обращаемся к Богу живому.