ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Сентябрь 2024 (5)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)
Май 2024 (15)
Апрель 2024 (14)

Православная беседка (интервью) / Православная духовность | 18-06-2024, 14:24

Источник информации

Препятствия на пути к Церкви. orthodox-newspaper.ru

Проголосовать:
голосов: 0

Беседа со священником Александром Зайцевым 







Слава Богу, когда люди считают себя членами Церкви. Но бывает так, что человек всю жизнь ходит в церковь каждое воскресенье, исповедуется и причащается, но не приходит к Церкви. А бывает и так, что был в церкви один раз в жизни, при этом испытывает какой-то трепет или страх, но не ходит в церковь. Есть люди, которые вообще не приходят в церковь по той причине, что боятся даже одного этого слова. Тем более, что сейчас есть множество интернет-ресурсов, которые всячески поносят Православную Церковь и называют ее не иначе как РПЦ. Все это мы хорошо знаем. Все это выглядит как трудности и препятствия на пути к Церкви. Проясните мне и нашим телезрителям этот вопрос.
– Фактически, мы говорим о трудностях воцерковления. Но это очень широкая тема. Поэтому, так как у нас сегодня стоит вопрос о трудностях на пути к Церкви, хотелось бы разделить эту большую тему на три этапа: путь к Церкви, воцерковление, когда человек все-таки уже пришел и постепенно входит в Церковь, набирается опыта, знаний, то есть воцерковляется, и жизнь в Церкви. На третьем этапе тоже есть свои сложности. Тем более, что этот третий этап иногда может закончиться и трагически, то есть уходом из Церкви, разцерковлением.
Это огромная тема. Больше всего своего времени, сил и знаний этой теме посвятил игумен Петр Мещеринов. Если откроете интернет, в первую очередь вы, скорее всего, увидите его книги на эту тему. Он, конечно, высказывается немножко жестко. Есть и критика в отношении игумена Петра. Это что касается текста. На YouTube, конечно, можно увидеть гораздо больше информации. Протоиерей Андрей Ткачев и многие другие об этом говорят.
Сегодня хотелось бы остановиться на первом этапе: как открывается путь к Церкви. Фактически, это путь к Богу. Потому что Бог и Церковь – одно. Это очень важно понять. Зачастую препятствием к Церкви у людей бывает именно то, что они не понимают, что Бог и Церковь – это одно. Сразу вспоминаются слова древних отцов: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Это очень важные слова. Где-то до XVII века вера человека и его причастие к Церкви были совершенно неразделимы. Где-то это до сих пор осталось. Например, мне приходилось бывать на Волыни на Западной Украине, где церковная, христианская, православная жизнь вообще не прекращалась. Там в воскресенье, придя в деревню, вы не увидите ни одного жителя. Все в храме. Это традиция. Это даже необходимость. Это непреложно.
К сожалению, непреложности у нас сейчас почти не осталось. Это как раз-таки одна из проблем на пути к Церкви – проблема разделения светского общества и Церкви. Это разделение очень ярко себя показало во время Французской революции, когда Церковь впервые после эпохи первых гонений получила очень сильный удар: гонения, насилие над церковнослужителями, убийства. Все мы это знаем из истории. Но, наверное, именно Французская революция стала тем рубежом, когда стало ясно, что Церковь и светское общество разделились. Они разобщены. То же самое произошло во время нашей революции. Хотя разделение произошло гораздо раньше. Мы знаем, что в принципе уже весь XIX век, начиная приблизительно с восстания декабристов, разделение существует. Даже нашей интеллигенции XIX века пришлось воцерковляться как бы заново, хотя они были крещены в детстве.
Разделение, которое произошло между светским обществом и Церковью, стало очень важным препятствием на пути к Церкви. Пожалуй, это единственное объективное препятствие, историческое. Это же препятствие было и в советские времена, когда о Боге, о Церкви вообще не говорили, и даже во время Пасхи учителя дежурили возле храмов, чтобы их ученики не попали на Пасху в храм. Вспоминая нашу юность, мы понимаем, что мысли о Боге, о Церкви, о воцерковлении даже и близко не зарождалось. Только с крушением советской формации появилась эта возможность. В конце 1980-х годов и все 1990-е годы воцерковление множества людей шло активно. Это очень чувствовалось даже по нашему Валаамскому монастырю. Приток был просто колоссальный. В отличие от нашего времени, когда все эти потоки очень ослабли.
Мы часто задаем вопрос, почему же так происходит? Почему путь человека к Церкви, который в 1990-е годы был так широко открыт, вдруг опять сузился? Причина уже не только в разделенности. Тем более что, если посмотреть на современную ситуацию именно в России, мы видим, что руководство страны пытается, наоборот, приблизить Церковь к себе и самим приблизиться к Церкви. Но все же есть определенные разделения. Даже участвуя в каких-то форумах, вольно или невольно иногда встречаешь совершенно жуткие, безобразные комментарии, когда тебе говорят, что Церковь – это сплошной обман, там вообще нечего делать. Оказывается, 2000 лет мы обманывали людей. Это, конечно, ужасно.
Поэтому, как тот же Петр Мещеринов говорит, нужно ставить вопрос не только о воцерковлении, но и об окультуривании людей. Конечно, такого термина, как бы, не существует. Мы его сейчас как бы выдумали. Но очень важно, чтобы у человека была все-таки какая-то общекультурная база. Потому что одно из препятствий на пути к Церкви – невежество. Элементарное невежество людей. Оно очень заметно, потому что все критиканы Церкви на самом деле не невежи...
Мы только что вспоминали 1990-е годы, когда очень много людей приходили в церковь, приходили креститься. Правда, потом они куда-то делись. Тогда никто не задавался вопросом о том, образованный или необразованный был священник. Быть священником было уже подвигом. Сейчас порой мы видим в священнике человека, потому что общаемся с ним, и перестаем его воспринимать как священника. Это тоже может стать проблемой на пути к Церкви или это выдуманная проблема?
– Если это рассматривать в ряду частных проблем, а не общих, то да. Есть очень много вариантов. Священник может как способствовать воцерковлению человека и приходу его в Церковь, так и, наоборот, – не способствовать. На священнических крестах на обратной стороне написано: «Образ буди верным...». Конечно, мы должны быть образом для верных, тем более священник олицетворяет собой Христа. Здесь очень антиномичные, тонкие вещи. С одной стороны, священник олицетворяет Христа; с другой стороны, священник не должен подменить Христа. Нужно найти эту золотую середину и священникам, и прихожанам и совершать правильные шаги в Церкви.
Вы говорили хороший термин – окультуривание. Получается так, что образование, которое мы получаем в школе, говорит о том, что Церкви нет места в жизни человека. И ему приходится пройти через очень серьезные испытания, чтобы обратиться к Церкви. Это происходит от горя прежде всего. Исходя из Вашего опыта, люди приходят в Церковь больше от горя или все-таки от радости?
– Сначала об образовании. Если бы образование было правильно акцентировано, то никакого препятствия к Церкви мы не увидели бы. В первую очередь надо говорить о гуманитарной стороне, конечно же. Что касается математики, физики – там об этом постольку-поскольку. Хотя и там мудрый преподаватель, наверное, мог бы подчеркнуть кое-какие вещи, говоря о гармонии мира, о взаимоотношении всех законов и начал. Ведь и математика, и физика тоже просвечивают Божественным светом. Но все-таки прежде всего – гуманитарные науки.
Вся наша история XIX века, история культуры – это зарождение русского слова. Это Пушкин, день рождения которого мы на днях вспоминали. Пушкин фактически раскрыл ту речь, которой мы сейчас пользуемся. Например, если говорить о его предшественнике Державине, то это было совсем другое слово, более сложное, более витиеватое. Пушкин сделал слово простым, доступным и в то же время ярким. Все вспоминают у Пушкина «Евгения Онегина», но у него есть и «Пророк», и «Отцы пустынники и жены непорочны» с пересказом молитвы Ефрема Сирина. Это и Лермонтов, у которого есть стихотворение «Молитва». Достоевский – вообще нет слов. Гоголь – совершенно воцерковленный человек. И многие другие, более поздние писатели – Борис Зайцев, Шмелев. У нас много замечательных поэтов. Тарковский – совершенно религиозный поэт, у которого есть очень глубокие религиозные стихи.
Если человек впитывает культуру полноценно, правильно, то, безусловно, Церковь просто приближается к нему, он входит в нее почти автоматически. Почему я говорю об этом так уверенно? Потому что я прожил этот путь сам. Мой путь к Церкви был через культуру, через любовь к литературе, к русской поэзии, к нашей замечательной живописи, музыке. Чайковский, Римский-Корсаков и так далее. Для того, кто приобщился к русской культуре, к ее богатству, двери Церкви всегда будут открыты, и он будет видеть там свет. Может быть, он не воцерковится в совершенстве, но он придет в Церковь с благоговением, со страхом Божиим, будет молиться, причащаться (может быть, не так часто, как хотелось бы и как нужно, но все же).
Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «У меня вопрос необычный. Я слышал от одного прихожанина такую фразу: у него ассоциация строительства храма церковного со строительством Вавилонской башни, при помощи которой хотят дотянуться до Неба и сделать себе имя. Как Вы ответили бы на такую фразу?»
– Это манипуляция, полная подмена понятий. К сожалению, мы живем в такое время, когда очень много манипуляций, происходит подмена смыслов, идей. Вавилонская башня строилась действительно гордо, во имя человека исключительно: дескать, построим-ка башню до небес. Там есть еще один подтекст: люди хотели избежать еще одного великого и страшного потопа, пытались себя огородить от Божия вразумления. Но это уже второе.
Другое дело – храм, который строится во имя Божие, во спасение людей. Храм олицетворяет связь с Небом. Это же разные вещи. Поэтому не стоит обращать внимания на такие идейные манипуляции. Чаще всего таким людям сложно что-то доказать. В Книге Притчей Соломоновых сказано: не спорь с глупцом, чтобы самому не стать таковым.
Вернемся к вопросу о культуре. У нас в храмах есть воскресные школы как для взрослых, так и для детей. Но всегда они мне напоминают, простите, ликбез. У нас воскресные школы...
– ...бывают несколько схоластичны.
Да. Я понимаю, что изучение Священного Писания – важнейшая вещь. История Церкви – прекрасно. Но у нас есть школы оглашенных, это необходимая вещь. Воскресная школа, получается, как курсы для оглашенных. Могут ли у нас при храмах быть воскресные школы, где давали бы такие знания, за которыми люди бежали бы в церковь?
– Сами понимаете, все зависит от проповедника. Допустим, лично я на Валаамском подворье веду для взрослых библейский кружок по изучению Священного Писания. Сейчас мы проходим пока еще Ветхий Завет (второй год закончился). Отталкиваясь от идей Ветхого Завета, мы проводим беседы, общаемся. Мне кажется, это интересно. Все зависит от того, как делать. Естественно, кадров не хватает. Даже на просторах интернета талантливых проповедников немного. Ну что ж делать? Наверное, надо как-то готовить эти кадры. И они готовятся: люди учатся, есть курсы, есть семинарии.
– Сами понимаете, все зависит от проповедника. Допустим, лично я на Валаамском подворье веду для взрослых библейский кружок по изучению Священного Писания. Сейчас мы проходим пока еще Ветхий Завет (второй год закончился). Отталкиваясь от идей Ветхого Завета, мы проводим беседы, общаемся. Мне кажется, это интересно. Все зависит от того, как делать. Естественно, кадров не хватает. Даже на просторах интернета талантливых проповедников немного. Ну что ж делать? Наверное, надо как-то готовить эти кадры. И они готовятся: люди учатся, есть курсы, есть семинарии.
Очень важное препятствие на пути к Церкви – наше совершенно неправильное отношение к Церкви, незнание, что такое Церковь. Очень часто отношение к Церкви потребительское – приходят в храм, чтобы что-то получить. Хотя на самом деле мы должны прийти в храм Божий, чтобы принести что-то Богу. Наш путь в Церкви – это путь жертвоприношения, жертвы. Мы должны принести Богу свое сокрушенное сердце, свое покаяние как фундамент духовной жизни, свою молитву, свое благодарение.
Ведь главная служба, которая свершается в Церкви, – это таинство Евхаристии. Причащаясь Святых Христовых Таин, мы выражаем свое жертвенное благодарение Господу Иисусу Христу, приносим Ему свое сердце, свою любовь, свою благодарность. Это очень важно.
К сожалению, современное общество на протяжении последних 30 лет получает потребительское воспитание. Мы знаем, что есть даже определенные силы на Западе, которые строят эту политику совершенно сознательно, и она уже проникла в Россию. Сейчас, слава Богу, мы начали с этим бороться, у нас наступил этап отторжения всего этого безобразия, когда нас хотят превратить просто в общество потребителей. Хлеба и зрелищ! Это же рассуждение великого инквизитора из произведения «Братья Карамазовы»: когда Христос якобы приходит второй раз, Его хватают, сажают в камеру, и великий инквизитор приходит, беседует с Ним, говоря: «Зачем Ты пришел? Ты нам не нужен. Мы здесь все устроили, дали им хлеба, дали зрелищ. Они счастливы».
То есть Федор Михайлович Достоевский очень хорошо прочувствовал эту тенденцию еще в XIX веке, хотя тогда она только наклевывалась. А сейчас она расцвела пышным цветом. И, к сожалению, человек с этим неправильным потребительским отношением идет в Церковь. Хотя у него есть вера; без веры ведь он не пришел бы. Вера есть, но она слабенькая, где-то теплится. Поэтому человек идет в храм, но с таким чувством, чтобы что-то взять, получить, – святой водички, вербочку.
Часто бабушки приходят в храм, подходят к священнику и начинают плакать, рассказывая о своих детях, о трудностях. Они хотят получить быструю помощь, таблеточку счастья, спасения. И приходится очень много времени тратить на то, чтобы разъяснить, что для того, чтобы наша жизнь получила Божие благословение и исправилась к лучшему, мы должны в первую очередь посвятить себя Богу, заняться поиском Бога, истины, света. И тогда Бог выйдет нам навстречу и будет разрешать наши проблемы.
А у нас получается так, что мы хотим только получить сиюминутную помощь...
Бог в коробочке.
– Мол, я сходил к батюшке, попросил его, и у меня все будет хорошо. Конечно, иногда по милости Божией такая помощь приходит, но далеко не всегда, поэтому нельзя на это рассчитывать.
Иногда говорят: «Зачем мне священники, зачем Церковь? У меня Бог в душе». Это известная история. Но иногда человек прошел путь, пришел в Церковь, участвует в общей молитве, в Литургии, но при этом не получает ответа от Господа, не получает радости. То есть ходит, молится, но связи с Богом не наблюдает. И так всю жизнь.
Вопрос телезрительницы из Москвы: «Как понять, когда в разговоре с человеком нужно защитить Бога, веру, Церковь, Патриарха или какого-то священника, а когда можно промолчать или сказать: «Спасибо, это твое мнение» – и деликатно уйти от разговора? Как не предать Бога и Церковь? Надо ли защищать?»
– Вопрос актуальный, потому что люди постоянно с этим сталкиваются. Если бы у неверующих хватало чувства такта, уважения к близкому человеку, чтобы не искушать подобными вещами, – было бы, конечно, здорово. Но, к сожалению, воспитания порой не хватает. Безусловно, здесь еще может быть и провокация темных злых сил, чтобы рассорить людей на религиозной почве, разобщить их.
Поэтому хотелось бы обратиться с просьбой к обеим сторонам в этом общении: надо быть тактичными. Пусть наша вера пока еще не раскрылась, как цветок, пусть она еще в зачаточном состоянии или, может быть, ее вообще нет, но давайте будем хотя бы тактичными, будем уважать друг друга. Это очень важно.
Всегда приходится лавировать между тем, чтобы не предать Бога и не разругаться, не рассориться полностью друг с другом. Поэтому, оказавшись в такой ситуации, нужно внутренне собраться, помолиться, произнести про себя молитву и ответить со смирением, просто. Если не получается переубедить человека, то мягко сказать: «Давай пока оставим эти темы, не будем их трогать до какого-то момента». Это всегда сложно, безусловно. Но ваше духовное состояние в этот момент очень важно. Если вы будете мирны, спокойны, то ответ придет, как действовать: ответить мягко или отвести разговор в сторону, сказав: «Я не согласен с тобой, но давай мы это отложим и поговорим в следующий раз».
Хотелось бы, чтобы в заключение Вы обратились к нашим телезрителям, сказали какие-то слова о том, каким образом преодолеть трудности на пути к Церкви.
– Дорогие слушатели, призываю вас любить Церковь, потому что она – наша Мать. Мы же любим свою маму в любом случае; иногда у нее бывают какие-то огрехи, иногда мама может сорваться, наказать, а мы все равно ее любим. Церковь надо любить, как родную мать. Во внешней политической стороне Церкви бывают нестроения, но внутри она свята, она Христова. Христос – основа Церкви, Христос – Глава Церкви, Альфа и Омега.

Записали: Нина Кирсанова и Таисия Зыкова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

Священник Константин Кокора: Бог есть Истина, и если мы врем, то идем против Бога
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Священник Константин Кокора: Бог есть Истина, и если мы врем, то идем против Бога

 
Священник Алексий Дудин: Стоит ли бояться конца света?
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Священник Алексий Дудин: Стоит ли бояться конца света?

 
Архимандрит Александр (Глоба): Нужно закрепить привычку ходить в храм Божий!
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Архимандрит Александр (Глоба): Нужно закрепить привычку ходить в храм Божий!

 
Протоиерей Петр Мангилёв: Наша семинария – плод общих усилий
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Протоиерей Петр Мангилёв: Наша семинария – плод общих усилий


 

В сюжете: Церковь воцерковлкение путь

 

Просмотров: 96
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru