Как много сегодня говорят и пишут об обличении грехов. В принципе это закономерно: грех вокруг умножился, а значит, умножилось и возмущение им у людей благочестивых. Мотив такого обличения тоже понятен: любой христианин должен заботиться не только о своем спасении, но и о спасении ближних. Все вроде бы верно. Но есть одна заковыка: любое дело в Церкви следует делать, что называется – по чину и благообразно. Проще говоря, заботиться о спасении ближних тоже следует не абы как, а вполне определенным образом. Для этого нужно постараться самому стать таким, каким тебя хочет видеть Бог, чтобы ближние смогли в тебе увидать образец человека Божьего, рядом с которым будет уже невозможно предаваться греху и страстям. Не одним только словом обличать, пускай и трижды правильным, но – собственной чистотой и праведностью. Этот способ заботы о чужом спасении вполне ясно описан, например, святителем Иоанном Златоустом: «Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других. … Скажи мне: если закваска, смешанная с мукою, не сообщает своего свойства всему (смешению), то закваска ли это? Также, если миро не сообщает благовония приближающимся, то можем ли мы его назвать его миром? Потому не говори: мне невозможно помогать другим; если бы ты был (истинным) христианином, то невозможно было бы этому не быть. … Если мы хорошо исполним, что зависит от нас, то, без сомнения, будет и это, как естественное следствие.»
Оказывается, приводить ближних к спасению мы призваны собственным поведением, своей жизнью по заповедям Евангелия. И тогда их обращение к Богу будет, по слову Иоанна Златоуста – естественным следствием нашей добродетели.
И чтобы обличение чужих грехов не стало поводом к раздору, я стараюсь никому не указывать на его грехи, пока не научился видеть так же хорошо свои собственные. Мало того — пока не научился побеждать их с Божьей помощью. Лишь в этом случае такое обличение будет во благо и мне, и обличаемому, лишь так я смогу не просто указать на грех, но и поддержать человека в борьбе с ним.
И еще одно правило я для себя вывел из святоотеческих наставлений: помогай увидеть грехи лишь тому, кого по-настоящему любишь, за кого готов живот свой положить. Святые любили всех без различия, уподобляясь в этом Богу. А ежели ты не свят, но видишь чужой грех и желаешь помочь человеку исправиться — подумай, на что ты готов ради этого человека и его исправления, насколько дорог он лично для тебя. Ведь мало просто — помочь увидеть, нужно еще и помочь преодолеть. А это значит, что ты неизбежно понесешь часть воздаяния за его грех, тебе придется пострадать за него, взять на себя часть его ноши по закону любви. Если же ты не готов на это – сделай над собой усилие, воздержись от обличения чужих грехов, и подумай лучше о своих собственных.