Светлана Коппел-Ковтун
Можно ли злого человека исцелить добром? (Дать ему много всего прекрасного и доброго, отнестись к нему с добром, и он станет...) На первый взгляд может показаться, что да. Однако...
Злой от доброго отличается тем, что чем большее добро видит, тем больше озлобляется. Зависть рождает недобрые чувства, а быть добрым для злого — слишком дорогое удовольствие. Сделав кому-то минимальное добро, злой так собой гордится, что уж лучше было не делать никакого «добра». И, рано или поздно, злой это понимает и начинает ненавидеть* всякого доброго человека, видя его превосходство над собой.
Оклеветать доброго, найти в нём близкое себе нечистое или хотя бы испачкать доброго, чтобы разбить вдребезги его добродетель — вот чего хочет злой человек, видя перед собой доброго.
А добрый? Добрый видя чужое добро сорадуется ему, ибо всякое добро есть Господне. Господни люди радуются за другого человека потому, что не надмеваются своими добродетелями. В чистоте творя добро, они в чистоте и сорадуются чужому добру.
Как же в таком случае злой, недобрый человек может стать добрым? Только через покаяние**, и то злой злому рознь (по-настоящему злы демоны и про их покаяние нам ничего неизвестно, такими же по-демонски злыми бывают люди). Извне доброта другого уязвляет и злого, и недоброго, но благодаря этому переживанию он может узнать о себе неприятную правду, что нет в нём настоящей доброты, и покаяться. Потому и в вечерней молитве к Пресвятому Духу есть соответствующие слова «доброту чуждую видев, и тою уязвлен бых сердцем...» (глагол «уязвити» значит «наносить рану, ранить»). Ветхая природа человека исполняет его самости и гордости, от которой человек страдает, однако может исцелиться Христом и во Христе, куда вход через покаяние.
* * *
По сути людей можно разделить на три категории по отношению к чужому добру, и это, возможно, один из самых точных критериев оценки человека. Добрые искренне разделяют чужую добродетель и сорадуются чужой радости — это Христовы люди. Недобрые не могут чисто разделить чужое счастье, но борются со своей нечистотой. Злые погрязли в своей злобе настолько, что могут только ненавидеть чужое добро, ибо по злобе своей не могут к нему приобщиться.
---
* Именно поэтому «бисер перед свиньями» (свиньи — это страсти) метать не годится, ибо ближний от этого не спасается, а ещё больше озлобляется.
* * То есть изнутри, а не извне.