Поскольку сегодня много говорится о любви и люди думают, что это пассивное состояние, я хотел бы поговорить о любви как о движущей силе в жизни человека. Жить без любви – это все равно что иметь машину без двигателя.
Мы верим в силу любви. Чтобы представить эту великую истину, я хочу прибегнуть к первым страницам человеческой истории, потому что считаю, что первые главы Ветхого Завета являются ключевыми. Из Ветхого Завета мы знаем, что Бог-Троица, движимый бесконечной любовью, сотворил мир и в этом очень хорошем райском мире Он поставил человека царем творения. Слово «мир» – в переводе с греческого означает «благоустройство». И мир был Раем, человек жил в Раю. Мы должны понимать Рай не как прекрасное место, а как исполненные любви гармоничные отношения человека с Богом и с его ближним, с природой и своим «я». Говоря иными словами, Рай существовал до тех пор, пока царила любовь как связующее звено. Это было основным условием – инструкцией, предписанием – для существования и жизни мира.
Вот мы покупаем прибор – автомобиль, стиральную машину, да что угодно. И продавец дает нам инструкцию, говоря:
– Следуйте этой инструкции, и прибор будет исправно работать.
Но вот случился экономический кризис, и я решил заправлять машину вместо бензина водой – но машина не поедет, более того – она сломается. Нравится нам или не нравится, машина приводится в движение с помощью бензина, дизеля или газа. В любом случае, не водой, и это является инструкцией для автомобиля. Или говорят нам, что мы должны поехать в центр обслуживания автомобилей, чтобы заменить масло и так далее.
Итак, можем ли мы считать, что слабым местом в устройстве автомобиля является то, что он работает на бензине, а не на воде? И можем ли мы определять как слабость, как пассивное состояние человека его стремление жить в соответствии с предписанным ему и с его предназначением?
Священное Писание – это Книга с предписаниями, по которым человек будет жить, жить реально.
Однако предписания не были соблюдены, грех привел к краху гармонии, и Рай превратился в долину плача. Узы любви разорвались. Сначала человек прервал свое общение с Богом, затем со своим ближним, с природой, с самим собой. Мы видим это в действиях первых людей сразу после грехопадения. Что произошло с нашими прародителями? Они в шоке, любовь ушла, пришли стыд, страх, отчуждение. Человек уже живет в состоянии безумия, грех мучает его ужасно. И помните, что сделал Адам? Он услышал голос Божий и вместо того, чтобы пойти встретиться с Богом и поговорить с Ним как ребенок со своим отцом, что он сделал? Спрятался, убежал, постыдился, побоялся.
Рай – это гармоничное и исполненное любви согласие с Господом, другими людьми и всем миром
Человек потерял Рай как гармоничное и исполненное любви согласие с Господом, разрушил свои отношения с Богом и затем отношения со своим ближним. Помните, когда впервые Адам увидел Еву, то воскликнул в той первой любовной песне: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей»?!
А когда он впал в грех, что он сказал Богу?
– Я не виноват, а виновата Ева: она мне дала яблоко, поэтому и виновата!
Разумеется, Ева, возразила:
– Я не виновата, виноват змей!
Так отношения разорвались. «Кость от костей моих» теперь «она».
Эти отношения были разрушены, была нарушена гармония, но память о Рае осталась. Человек покинул Рай, стал жить напротив Рая, и ангел с огненным мечом охранял Рай, чтобы он не вошел в него. Разумеется, это символические выражения: то, что Адам смотрит на Рай, говорит о его живой памяти об этом месте. И что он делает? В песнопениях Сыропустной недели говорится, что Адам сел и заплакал, вспоминая Рай, и сказал:
– Больше не буду я наслаждаться тобой.
Он рыдал, оплакивая то, что потерял. Именно этот образ показывает неутихающую жажду человека, его тоску о потерянном Рае, о потерянной любви. Человек блуждает, пытаясь снова найти потерянный Рай, потерянную любовь, но идет неверным путем – дорогой себялюбия, эгоизма, любви к самому себе.
Вместо того чтобы нашу любовь передавать другому, мы обращаем ее на себя – и это демоническое искажение любви
Илья Вулгаракис пишет:
«Обычно люди думают и говорят о любви односторонне, видя и чувствуя только ее часть. Или же она переживается как нечто болезненное, в формах, которые иногда приводят к ее патологии; но чаще всего они проживают ее как ее полное отрицание, но речь тут идет не о ненависти, а об эгоизме и равнодушии к другим. Церковь учит, что любовь – это всеобъемлющее явление, которое встречается не только у людей, но и у животных, а также Церковь учит, что вся вселенная создана из любви и это закон, который лежит в ее основании и по которому она функционирует. Любовь – та ось, вокруг которой вращается весь мир. Даже зло, каким бы дерзким оно ни казалось, подчиняется закону любви. Никто не делает зла, не стремясь обратить его к своему личному благу, то есть это действие самолюбия – вот до какой степени искажена любовь. Отсутствие любви и ее искажение – эгоизм – таковы причины зла.
Эгоизм – это форма любви с противоположным направлением. Вместо того чтобы нашу любовь передавать другому, мы обращаем ее на себя, и эта искаженная форма любви – эгоизм – ведет не к единению с другим человеком, но к самоединению (то есть к сосредоточению на своем “я”), к изоляции; вместо того чтобы жертвовать собой ради другого, чтобы радоваться красоте общения с ним, человек эксплуатирует его и так приходит к полному духовному разрушению и одиночеству. Боюсь, одиночество стало болезнью нашего времени. Мы платим эту огромную цену, потому что мы отреклись от христианской любви. В некоторых церковных текстах ад описывается как место, где люди привязаны спинами друг к другу, то есть не могут видеть лиц друг друга, не могут общаться друг с другом. Мы, к сожалению, не думаем о том, что ад – вот такой».
Противоположность любви – самолюбие, эгоизм. Человек внутренне восстает против Бога, ближних и природы. Мы не будем останавливаться на иных последствиях этого, рассмотрим только то, что касается отношений с другими. Другой перестает быть братом, ближним, но становится врагом, противником, конкурентом. Первые страницы человеческой истории запачканы кровью Авеля. Первая смерть была насильственной, братоубийственной. С тех пор люди постоянно заняты усовершенствованием способов, средств и орудий убийства, добиваясь того, чтобы во время войны никто не остался в живых.
Вся история человечества – это трагедия, это история войн, насилия, бесконечного кровопролития. И мы видим, что сегодня такое происходит не так далеко от нас – в Сирии.
Господь – это Любовь, и Он показал нам выход из состояния безнадежности. Божия любовь проявляется по-разному. Но самое замечательное ее проявление – это когда Бог послал Своего Сына на землю, и Он стал Человеком, принес Себя в жертву – с единственной целью: спасти всех людей, водворить мир между человеком и Богом, разрушить стену позора, открыть райские двери. Крест Христов неверующим кажется крайней слабостью и, как говорит апостол, безумием. Но на самом деле это величайшая сила, выражение совершенной любви. «Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13: 1). И сейчас Он до конца показывает Свою совершенную любовь. Как? На кресте. Этот уникальный Божий поступок учит нас тому, что глубочайший смысл любви – в самоотречении. Через крест человек может восстановить свои отношения с Богом, с ближним и со всем творением. Раздробленный мир может объединиться и снова стать космосом – благоустройством, стать Церковью, стать семьей. Движущая сила всего этого – любовь, и она – главная черта христианина.
Христос в Своих последних словах говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35).
Путь к Богу проходит через отношения с другим человеком. Нельзя приблизиться к Богу, если твои отношения с ближним расстроены. Сегодня этой великой истиной пренебрегли, ее исказили, забыли. Урок, который мы получаем уже в малых летах, является антиевангельским и антихристианским:
– Другой человек? Он плохой, противник, враг. Он может причинить тебе только зло, он не любит тебя и не заслуживает твоей любви.
Мы дошли до того, что смотрим на другого человека не как на брата и спутника жизни, а как на ад, по выражению Сартра. Человек, будучи далеким от Бога и от ближнего, замыкается в своем эгоизме, обожествляет себя, творит культ самому себе и доходит до демонического состояния – а ведь это ад. Святой Максим Исповедник, написавший замечательные тексты о любви, говорит, что разум, который соединяется с Богом и остается навсегда связанным с Ним молитвой и любовью, становится мудрым, добрым, человеколюбивым, милосердным, сострадательным и вмещает в себя почти всю божественную харизму. И наоборот, отдаленный от Бога человек, пристрастившийся к материальному, становится сластолюбивым, он скотоподобен, звероподобен, все время конфликтует с другими.
Не умудрен разум того, кто не любит
Человек без Бога становится похожим на животное, на зверя. Как говорит святой Ефрем Сирин: «Не умудрен разум того, кто не любит». Не умудрен – то есть глуп. Вот так!
Мы и живем сегодня в таком демоническом состоянии, в этом аду. И плохо то, что мы к нему привыкли и считаем естественным. Сартр, как мы уже отмечали, говорит, что другой человек – это ад, и поэтому любое отношение с другим, даже любовь, заранее обречены на неудачу. И это Сартр называет гуманизмом! Сербский епископ Афанасий (Евтич) замечает: такая антропология демонична, это демонология.
Противостоит демоническому гуманизму учение Церкви. В Церкви человек имеет возможность прожить общение любви – естественно, если он этого хочет. Потому что он может быть церковным человеком, а жить как человек нецерковный. Божий человек, настоящий Божий человек видит другого не как ад, а как своего ближнего, как брата. Другой человек – это его рай, вечная жизнь и радость. И это не теория, но практика: Церковь проживает это через святых. Святой Антоний Великий говорит, что жизнь и смерть зависят от нашего ближнего. Если мы «завоюем» нашего брата, то «завоюем» и Бога; если ссоримся с нашим братом, то этим согрешим против Христа. А святой Аполлос пишет:
«Когда приходят наши братья, мы поклоняемся им, потому что не им, а Богу мы поклоняемся. Если ты увидел брата твоего, ты увидел Господа Бога твоего. Не пытайтесь увидеть Бога воочию: если ты видел брата своего, то ты увидел и своего Бога».
Если мы «завоюем» нашего брата, то «завоюем» и Бога; если ссоримся с нашим братом, то этим согрешаем против Христа
У святого Аммония есть очень хороший текст, который мы должны поместить в рамку и каждый раз перечитывать, когда начинаем осуждать других:
«Подлинная любовь никого не ненавидит, ни над кем не насмехается, никого не осуждает, никого не оскорбляет, никем не пренебрегает, никого не притесняет – ни верующего, ни неверующего, ни грешника, ни блудника, ни нечистого, но, напротив, больше любит грешников, немощных и нерадивых. Христианин за них страдает, о них скорбит и плачет. И он больше скорбит о злых людях и грешниках, чем о хороших. Вот как проявляется уважение к Христу, Который призвал грешников к покаянию, ел и пил с ними. Так что проявляйте подлинную любовь. Христос наставлял: “Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд… Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” (Лк. 6: 36; Мф. 5: 45). Итак, кто имеет подлинную любовь, тот всех любит, всех ласкает, за всех молится».
Святителем Василием Великим двигала любовь, именно поэтому была создана знаменитая «Василиада», где служили страждущим. Вы, вероятно, не знаете, что он был врачом – у него было семь дипломов, как сказали бы мы сегодня, и один из них – по медицине. И что он делал? Ухаживал в больницах за прокаженными, сам очищал их страшные раны. И делал не только это. Святитель Василий омывал их израненные руки и ноги и целовал их. Потому что, как он сам говорил, так он целует ноги и раны Христа. Кто сегодня об этом знает? Сегодня говорят, что святитель Василий был ученым человеком, духовным писателем. Но о чем мы говорили в храме на сегодняшней проповеди?[1] Таким ли он был? Или он был человеком, переживавшим боль человеческую и потому занимавшимся этим служением?
Святой Симеон Новый Богослов говорит:
«В лицах других людей мы должны видеть Христа и чувствовать любовь и желание пожертвовать жизнью своею ради них».
Когда к святому Серафиму Саровскому кто-то приходил, то он приветствовал его словами:
– Радость моя, Христос воскрес!
Другой был его радостью. Представьте себе, если бы там был Сартр, который говорил, что «другой – это мой ад»: «Ты мой ад, убирайся!»
Но святой Серафим говорил:
– Приди, радость моя!
Эта любовь подвигала святого Луку Симферопольского и всех святых. Вся их сущность была переполнена любовью к человеку. Вы читали житие святого Луки? Он был одаренным художником и мог бы сделать блестящую карьеру, но его мучила мысль: «Могу ли я заниматься тем, что мне нравится, если вокруг так много боли и страданий?» Он с трудом поступил на медицинский факультет – ему тяжело давалась физика и химия, – но он принял решение.
Когда святитель Лука закончил с отличием медицинский факультет, сокурсники спросили его:
– Кем ты собираешься стать?
Он ответил им:
– Сельским врачом. Поеду в провинцию лечить бедных мужиков.
– Ну что ты такое говоришь?! Ты рожден быть ученым, а поедешь в провинцию лечить бедных крестьян?
Он писал:
«Эти слова причиняли мне боль, потому что люди не понимали, что я учился на врача только с единственной целью – помогать бедным всю свою жизнь».
И, естественно, так он и сделал.
В Симферополе и в других местах шпионы следили за ним днем и ночью. Сегодня опубликованы архивные документы, из которых мы узнаем, что его водитель, священники и окружающие его люди следили за ним и писали доносы на него. Он знал это, но когда эти люди заболевали, то они не ходили к другим врачам, а приходили к святому Луке, и он заботился о них.
Я закончу свою беседу следующей историей. Некоторые из вас ездили на Святую Землю, по которой ходил Христос. В Палестине есть два озера: маленькое – Тивериадское и большое – Мертвое море. В маленьком озере кипит жизнь, и в нем много рыбы. Сюда приходили ученики Христа и ловили рыбу. Большое озеро – это Мертвое море, и в нем нет живых существ. И вот парадокс: маленькое озеро отдает свои воды реке Иордан, которая впадает в Мертвое море. А парадокс в том, что маленькое озеро не пересыхает, в нем всегда есть рыба уже более 2000 лет. Большое озеро, то есть Мертвое море, принимает живые воды и не оживает, а остается мертвым.
Именно такова природа любви. А мы часто говорим:
– Я так много сделал для другого человека, а он отвернулся от моей любви и поступил неблагодарно.
Даже только это показывает, что у нас нет любви. Мы совершаем сделку: я даю тебе, чтобы ты дал мне. Но это не любовь. Настоящая любовь – это Тивериада. Озеро отдает воду и ничего не ждет взамен, не ждет благодарности и остается живым. Но если человек с малых лет научился красть и причинять боль другим, он остается мертвым. У него могут расти ногти, волосы и борода, он может вырасти высоким и поседеть, но в действительности он мертв. Человек без любви мертв. Этот образ двух озер показывает нам природу любви.
В пустыне монахи жили так бедно, что ели только хлеб и соль. Как-то раз одному подвижнику принесли виноград. Виноград в пустыне! Подвижник обрадовался, поблагодарил того, кто принес ему виноград, и подумал:
– Я люблю виноград, но его любит и один старец. Отнесу ему этот виноград.
И отнес. Старец обрадовался, поблагодарил подвижника, но себе сказал:
– Я люблю виноград, но лучше отнести его брату, который подвизается выше!
И он отнес виноград ему. А тот, в свою очередь, отнес его своему духовному брату. И четвертый подвижник сделал то же самое. И так виноград снова вернулся к первому монаху. Вот что такое любовь. Никто не хотел есть благословенный виноград из-за любви к своему брату.
Расскажу еще историю. Некий человек хотел узнать, что такое Рай и ад. Ангел сказал ему:
– Я покажу тебе, что такое Рай и ад.
И отвел его в ад. Там была пышная трапеза, красивые занавеси, яркий свет. На столе все, что можешь себе представить, – полное изобилие. Но люди были несчастны, потому что у них были длинные руки, они брали пищу, но не могли поднести ее ко рту, так как их руки не могли сгибаться (в другой версии этой истории люди держали в руках длинные ложки, но не могли поднести их ко рту). Они пытались есть, но не могли. Ангел сказал человеку:
– Смотри: это ад.
Затем ангел отвел человека в Рай. Точно та же обстановка и такая же трапеза. Разные блюда, те же люди с длинными руками, но они были радостными и сытыми. Почему? И они не могли сами есть, но они кормили друг друга.
– А это Рай! – сказал ангел.
Бог есть любовь. По молитвам святых отец наших да почувствуем мы эту любовь, ответим на великую любовь Бога, Который пришел на землю и стал Человеком, и будем жить с другими в мире и согласии.