Молитва есть обращение к Богу, а не чтение
Из-за чего происходит рассеянность за богослужением в храме или в домашней молитве и как этого избежать?
Главная причина невнимательности и рассеянности - это понимание молитвы как чтение и слушание чьих - то чужих текстов или так называемое вычитывание каких — то, кем — то навязанных чужих «правил». И это страшная беда современной церковной действительности.
Людей учат, и практически уже научили абсолютное большинство тому, что нужно что - то подолгу вычитывать и выслушивать, выстаивать и исполнять, а не учиться в своей свободе обращаться к Богу от себя, выражать свои чаяния и мысли своим языком, присущем конкретному человеку, конечно же основываясь на опыте святых отцов и применяя церковный опыт.
Так же, к сожалению, распространена мысль о том, что Церковь, якобы, установила какие - то обязательные для всех правила личной молитвы и их обязательно необходимо исполнять именно в том виде, как они опубликованы в молитвословах.
Этот полный абсурд ведет к лишению свободы личной духовной жизни, манипулированию чьим - то сознанием, как раз к рассеянию ума, невнимательности, оставлению молитвы и другим проблемам.
Грустно читать статьи некоторых уважаемых православных публицистов о том, как научиться внимательности и избавиться от рассеянности при ежедневном чтении годами и десятилетиями одних и тех же текстов чужих молитвословий в молитвословах. Это все равно что придумывать приемы, как заставить себя не отвлекаться и не засыпать при ежедневном чтении одной и той же занудной научной диссертации.
Никогда не будет никакой рассеянности в молитве, если человек будет разговаривать с Богом от своего сердца и ума, выражая свои мысли, желая Ему рассказать о своем покаянии, благодарности и нуждах.
Никогда Вы не рассеетесь умом, в беде или радости придя к соседу, родственнику или знакомому, просить помощи или рассказать о чем - то. Не нужна внимательность и сосредоточение на тексте при искреннем разговоре. И вообще при общении вы не будете вычитывать какой - то текст полтора часа, или даже 15 минут, а будете искренне просить, рассказывать и благодарить.
Тоже самое необходимо учиться делать и в молитве. Искренне каяться, искренне благодарить, и искренне просить Бога, а не что — то читать. Читать необходимо романы, стихи и газеты, а вычитывать ошибки в тексте, как это делают корректоры.
Поэтому когда я слышу что священник учит кого — то ежедневно, внимательно читать один и тот же чужой текст и называет это обязательной молитвой, первый вопрос который я ему задаю — где он об этом прочитал в Церковном учении.
Молитва — это мольба, обращение к Богу, главной Личности, Владыке, Отцу и Другу в нашей жизни и ничто иное. И у каждого человека, его личная молитва может быть своей, особой.
Сначала, естественно, учиться необходимо по молитвослову, применяя его как образец молитв святых отцов, потом начинать применять и свои слова. Но даже когда мы учимся молиться применяя чужие тексты из молитвословов, необходимо обращать эти тексты в свои слова и молиться от себя. От всего ума и сердца делая молитвословия своими молитвами. Только так можно научиться правильно обращаться ко Господу.
То есть избежать рассеяния и невнимательности в молитве можно единственным способом. Учиться молиться от себя. От своей души, выражая свои мысли и чаяния, но при этом используя опыт Церкви. Понимая что такое молитва и о чем необходимо молиться.
Что касается церковного богослужения в храме, здесь в какой — то мере необходимы внимательность к текстам и понимание чинопоследования.
Так как церковное богослужение имеет Устав и ведется по определенным правилам. Каждое действие и возглас священника имеет символичность, что — то определяет или напоминает. Необходимы порядок и дисциплина, а так же общецерковное единообразие.
Но и здесь невозможно избавиться от невнимательности и рассеянности если не участвовать в богослужении всем сердцем и умом, не понимать сути богослужения, языка, а приходить что — то выстаивать и слушать непонятные слова.
Молитва – это не труд. Труд – понять, что такое молитва, и научиться ей
В современной православной публицистике статьи о молитве часто кружатся вокруг нескольких основных мыслей. Молитва – это тяжелый труд. Чтобы научиться молиться, необходимо сосредоточение ума и внимательность при чтении текстов. Если вы научитесь внимательно читать молитвословия, при этом имеются в виду какие-то якобы обязательные для всех тексты (утренние и вечерние молитвословия, три канона и последование ко святому причащению и др.), значит вы на правильном пути и теперь необходимо тяжко трудиться до конца жизни, внимательно и в обязательном порядке читая какие-то обязательные, кем-то, но не вами, установленные «правила».
Вот вам молитвослов и трудитесь.
Конечно же, это неправильно. Такой подход можно считать только началом того, что называется научением молитве. И тем более требует разъяснений.
Говорить, что молитва является тяжким трудом, это все равно что утверждать об общении с близким человеком, как о постоянной тяжелой работе. Но разве общение, например, с любимым, которого вы жаждете видеть и слышать, быть с ним всегда рядом и говорить с ним – это тяжкий труд? Не знаю. У каждого свой опыт, но для меня, например, это не труд, а огромная радость. Я всегда рад видеть своих родных мне людей и общаться с ними.
А вот читать по утрам и вечерам какой-то, причем один и тот же, текст на протяжении десятков лет, неважно какой, для меня и любимого мной человека – это действительно было бы даже не просто тяжким трудом, а какой-то несуразностью, если не глупостью.
Но именно так к молитве многие и относятся. Как к тяжкому труду, повинности, которая обязывает всех без разбора уныло читать по утрам, вечерам и в другое время какие-то определенные наборы текстов, часто непонятных и многословных.
Именно поэтому с годами наступает охлаждение к молитвенной и вообще церковной жизни. Воспринятие ее как последовательность обязательных формальных действий, ритуалов, обрядов, правил и Бог ведает чего еще понапридумывали себе люди, а не как научение любви к Богу и ближним своим.
Конечно, любовь – это тоже труд. Несомненно. Потому что любовь, в христианском понимании, есть жертва. Жертва ради любимого существа временем, средствами, возможностями, а может быть здоровьем и даже жизнью. Но разве думает об этом любящая душа? Нет. Такая работа – радость.
Поэтому необходимо потрудиться отдавать. И учиться этому необходимо всю жизнь. И молитве тоже необходимо учиться, потому что она есть проявление любви к самой главной Личности в нашей жизни – Всевышнему Богу.
Только понимание молитвы как живого обращения к Тому, кто нас любит и Кого мы любим и Кому доверяем, желание рассказать Ему что-то от своей души, покаяться в чем-то, попросить о своих нуждах, поделиться своими чаяниями и мыслями – вот это и есть молитва, и такое ее понимание не может быть трудом, тем более тяжким, или какой-то повинностью, которую необходимо зачем-то исполнять каждый день.
Но разве можно этому научиться, тупо, сухо и формально вычитывая какие-то «правила»?
Конечно же, нет. Можно только привыкнуть к такому подходу как вынужденному и поэтому тяжелому бремени. И исполнять безрадостно всю жизнь. Или бросить.
Когда мы говорим своим близким или неблизким людям: «здравствуй», «доброе утро», «добрый вечер», «прости», «благодарю» – это наши слова или переданные нам в детстве родителями и ставшие нашими по наследству? Так же и молитва. Если мы желаем говорить с Богом и слова святых в нашем сердце и уме становятся нашими, переработанные и высказанные Богу нашей душой, нашим языком в личной беседе, обращении, тогда они становятся молитвой. Если молитвы святых остаются чужими для нас молитвословиями в молитвословах, которые мы просто по какой-то необходимости читаем, тогда молитва не станет молитвой и останется для нас тяжкой обузой.
Молитва и дисциплина
Опять же, в рассуждениях о молитве часто происходит подмена понятий или неправильное понимание того, что такое церковная и личная дисциплина.
Если в храме все подчинено уставу богослужения, то есть определено время, чинопоследование, действия священников и прихожан, чтение, пение и т. д., то в личной молитвенной жизни у каждого человека могут быть свои особенности, традиции и правила.
Безусловно, дисциплина необходима везде. С этим нельзя не согласиться. Без нее жизнь становится беспорядочной, ведет к разболтанности, расслаблению и, в итоге, к неприятным последствиям как для самого человека, так и для окружающих. Это известно.
Но это совсем не означает, что все должны делать всё одинаково: вставать утром и ложиться вечером спать в одно и тоже время, делать одинаковые физические упражнения, кушать одинаковую пищу, носить одинаковую одежду, чистить зубы одной и той же пастой, мыться одним и тем же мылом и жить одной и той же жизнью.
Абсолютно то же можно сказать и про личную духовную жизнь. Для православного человека свойственно молиться, ходить в храм, исповедаться, причащаться и учиться исполнять евангельские заповеди. Если человек этого не делает, то его навряд ли можно назвать православным, разве только крещеным.
Но у каждого может быть свой собственный ритм жизни, свои психологические и физические особенности, семейные обстоятельства, работа и т. д.
И, конечно же, у каждого в связи с этими личностными и жизненными особенностями может быть и своя особенная, неповторимая духовная, в том числе и молитвенная жизнь, подчиненная личной дисциплине и своему личному порядку, традициям и прочим обстоятельствам.
Совершенно абсурдно и даже преступно заставлять людей как в простой жизни, так и в духовной подгонять под общий, кем-то установленный шаблон для всех. И кому-то что-то навязывать. Церковь никогда этого и не делала.
Но этим, к великому несчастью, занимаются отдельные люди, в том числе и облеченные в священнический сан, страдая грехом властолюбия, выдавая свои личные предпочтения и представления о молитве и духовной жизни как обязательные церковные традиции и каноны.
Всегда отвечаю таким людям известной цитатой апостола Павла: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:8).
Эта цитата вообще требует отдельного толкования, но смысл ее соответствует контексту всего Евангелия. Нужно учиться жертвенно любить, а не исполнять навязываемые кем-то мертвые, формальные правила от сих до сих.
Любовь не может быть шаблонной. Она не имеет формулы и не может быть подчинена каким-то одинаковым правилам и нормам. И у каждого может выражаться по-своему. Именно об этом другая цитата блаж. Августина: «Люби Бога и делай все что хочешь».
Если конкретизировать эти слова и применить к конкретному человеку в духовной жизни, то можно сказать так: каждый строит свою молитву, свой личный порядок, свои личные правила и дисциплину, в том числе и в молитвенной жизни, сам. Конечно же, основываясь на опыте всей Церкви и отдельных примерах. Наша жизнь – это наша жизнь и впускать в нее мы вольны тех, кому доверяем и кто нам близок и дорог.
Главное, чтобы наши старания не были бесплодными и вели нас к Богу, а не от Него.
И поэтому очень важно не перепутать это главное с второстепенным.
«В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всём – любовь» – эти слова святого Викентия Леринского должны оставаться руководящим принципом церковной жизни», напоминал Святейший Патриарх Кирилл.
Но! «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу. Если наша свобода служит поводом к [угождению] плоти, то это уже не свобода, а рабство греха». (Посл. Гал. 5:13). Вот это и есть главное.
Диакон Олег Рыжков