ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Публикации / Православная духовность | 17-10-2023, 14:36

Источник информации

ДУХОВНЫЙ ЗАКОН. pravoslavie.ru

Проголосовать:
голосов: 1

Валентина Ульянова

Законы невидимого мира

Об этом мало кто знает, а между тем вся наша жизнь подчинена духовным законам. Они действуют почти так же неотвратимо, как неотвратимо падает камень на того, кто безрассудно бросил его вверх прямо над собой. И часто мы возмущаемся и ропщем по поводу неприятностей и невзгод, постигших нас, как нам кажется, незаслуженно, и не видим, что это те самые камни, которые мы в своей жизни бросали над своей головой…

Об этом мало кто знает, а между тем вся наша жизнь подчинена духовным законам

Отступление от заповедей Создателя – то есть грех –повреждает и душу, и тело, и по законам существования духовной природы возвращается на виновного «бумерангом» совершённого зла. Об этом говорит Слово Божие, об этом пишут святые отцы, живописуют патерики.

Правда, такое воздаяние не всегда неотвратимо. Духовные законы не непреложны. Многое зависит от нас самих. Если среди скорбей мы прозреваем и понимаем, что пожинаем горестные плоды собственных дел, то покаянием можем преклонить на милость Творца законов, могущего изменить их действие или совсем отменить. И поэтому нам тем более важно знать, как действует духовный закон.

Священное Писание говорит о воздаянии душам правым – и согрешающим:

«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое… Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе» (Рим. 2: 9–10).







Пророк Давид

Пророк Давид исповедует справедливость Божию:

«Яко одержаша мя злая, имже несть числа, постигоша мя беззакония моя…» (Пс. 39: 13). «Во обличениих о беззаконии наказал еси человека и истаял еси, яко паучину, душу его…» (Пс. 38: 12).

Праведный Иоанн Кронштадтский пишет о действиях духовных законов:

«Острие скорби, которое ты вонзишь без вины в чужое сердце, войдет и в твое сердце, по строгому закону возмездия: “Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (Мф. 7: 2). Не хочешь скорби, не делай ее и другому»[1].

«В мире действует непрестанно нравственный закон Бога, по которому всякое добро награждается внутренне, а всякое зло наказывается; зло сопровождается скорбию и теснотою сердца, а добро – миром, радостью и пространством сердца. Этот закон неизменен: он закон Неизменяемого, Всесвятого, Праведного, Премудрого и Вечного Бога. Делающие или исполнители этого нравственного или евангельского закона (он тоже нравственный закон, только совершеннейший) будут непременно награждены вечной жизнью, а нарушители и не покаявшиеся в нарушении будут наказаны вечной мукой»[2].


Преподобный Иоанн Лествичник учит:

«Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что имже бо судом судите, судят вам (Мф. 7: 2); то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами, и иначе не бывает»[3].


Преподобный Антоний Великий предупреждает:

«Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его; иначе впадешь в руки врагов твоих»[4].


Преподобный Исаак Сирин говорит о духовных воздаяниях:

«Дарования Божии к человеку привлекает сердце, возбуждаемое к непрестанному благодарению. Искушение наводит на душу ропотная мысль, постоянно возбуждаемая в сердце. <…> Уста, всегда благодарящие, приемлют благословение от Бога; и если сердце пребывает в благодарении, нисходит в него благодать. Благодати предшествует смирение; а наказанию предшествует самомнение. Гордящемуся попускается впадать в хулу, и превозносящемуся добротою дел попускается впадать в блуд, а превозносящемуся своею мудростью попускается впадать в темные сети неведения.

Человек, далекий от всякого памятования о Боге, носит в сердце своем тревожимую лукавою памятью мысль против ближнего. Кто, при памятовании о Боге, чтит всякого человека, тот по мановению Божию, втайне, обретает себе помощь у всякого человека. Кто защищает обиженного, тот поборником себе обретает Бога. Кто руку свою простирает на помощь ближнему своему, тот в помощь себе приемлет Божию мышцу»[5].

Прп. Корнилий Крыпецкий всегда предостерегал своих духовных детей: «Другому пожелаешь – себе получишь»

Преподобный Корнилий Крыпецкий всегда предостерегал своих духовных детей, как мы знаем из его жития: «Другому пожелаешь – себе получишь».

Преподобный Никон Оптинский замечает, что, если нам и кажется, что «скорби наши по наружности своей не похожи на наши вины, но в духовном отношении справедливо им соответствуют»[6].

Преподобный Иоанн Лествичник пишет о неизбежной закономерности:

«Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость; ибо провозвестник первого есть второе».

Преподобный Паисий Святогорец говорил об одном из действий духовных законов:

«А в жизни духовной, чем выше человек поднимается от своей гордости, тем сильнее будет его духовное падение, и в соответствии с высотой своей гордыни он разобьется [духовно]. Ведь гордец поднимается вверх до какого-то предела, а потом падает и терпит полную неудачу. “Возносяйся смирится” (Лк. 18: 14; Мф. 23: 12). Это закон духовный»[7].

Примеры действия духовных законов

Приведем несколько примеров действия духовных законов.

В книге «Луг духовный» рассказывается о жизни и кончине аввы Пимена пустынника:

«Агафоник, настоятель Кастеллийской киновии св. отца нашего Саввы, рассказывал нам: “Однажды я пришел в Руву к отшельнику авве Пимену. Найдя его, я поведал ему свои помыслы. Настал вечер, и он пустил меня в пещеру. Тогда стояла зима, и в ту ночь было особенно холодно, так что я иззяб страшно. Утром приходит ко мне старец и говорит:

– Что с тобою, чадо?

– Прости, отче! Я очень плохо провел ночь от холода.

– Правда?! Но я, чадо, не озяб.

Я удивился этому, потому что он был наг.

– Сделай милость, скажи мне, почему ты не озяб? – спросил я.

– Пришел лев, лег подле меня и согревал собою. Впрочем, я скажу тебе, брат, что я буду съеден зверями.

– За что?!

– Когда я еще находился на нашей родине (они оба были из Галатии), пас овец. Однажды проходил странник. Мои собаки бросились на него и на моих глазах растерзали. Я мог бы его спасти, но не сделал этого. Я оставил его без помощи, и мои собаки съели его. Знаю, что и мне предстоит такая же участь…

И действительно чрез три года старец, по его слову, был съеден зверями».

Не лишним будет здесь добавить, что преподобный Паисий Святогорец сказал об авве Пимене, который сверх подвигов покаяния принял и наказание за свой грех: «Однако в жизни иной такие люди будут находиться в самом избранном месте».


Святитель Иоанн Златоуст раскрывает действие духовных законов в беседе на 3-й псалом, надписанный «Псалом Давиду, когда он убегал от лица Авессалома, сына своего»:

«Но узнай, брат, причину такого надписания [псалма] и сохрани свою душу, пусть это повествование послужит тебе к исправлению жизни, пусть это гонение на праведника будет ограждением для ума твоего. Узнай, почему Давид был гоним Авессаломом, дабы тебе, утвердившись на этом как бы на основании, созидаться страхом Божиим…

Блаженный Давид в настоящем псалме имел целью научить добродетельной и целомудренной жизни, никогда не делать зла и не презирать законов Божиих, чтобы согрешивший не потерпел того же, что потерпел он сам.

Давид бежал от сына своего, потому что удалился от чистоты; бежал от сына, потому что нарушил целомудренное супружество; бежал от сына, потому что убежал от закона Божия, который говорит: “не убивай, не прелюбодействуй” (Исх. 20: 13, 14). Он ввел в дом свой чужую агницу, убив ее пастыря, и агнец из собственного дома его стал бодать своего пастыря; он внес войну в чужой дом, и из собственного дома его восстала против него война.

Это не мое умствование, но изречение Божие; а где изъясняет Бог, там никто противоречить не может. А что действительно против Давида восстал сын его за то, что он убил Урию и взял жену его, о том послушай Бога, который сказал Давиду чрез пророка Нафана: “Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула”; “и дал тебе дом господина твоего, и дал тебе дом Израилев и Иудин”; “и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше. Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену. И так не отступит меч от дома твоего во век” (2 Цар. 12: 7–10). Ты рассек мечом чужой дом, а я приготовлю меч на тебя в твоем доме: “вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего”, не откуда-нибудь извне, но “из дома твоего” (2 Цар. 12: 11).

Откуда источник греха, оттуда и бич наказания

Откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Итак, потому он бежал от сына, что сделался беглецом и изгнанником по отношению к заповеди Божией».

И далее святитель Иоанн Златоуст показывает, как следует нам извлекать уроки из явленного действия духовных законов, «дабы нам, увидев падение праведника, самим предостеречь себя от падения и избежать подобного наказания»:

«Многие ведь и ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается сыном, иной терпит неприятности от брата, иной – от слуги, и каждый мучится, досадует, сражается, причиняет войну и поражается войной, но никто не думает, рассуждая сам в себе, что если бы он не посеял грехов, то не возросли бы в доме его терния и волчцы; если бы не подложил искр греховных, то не воспламенился бы дом его.

А что домашние бедствия суть плоды грехов и что исполнителями наказания грешнику Бог назначает домашних его, об этом свидетельствует Божественное Писание, которого нет ничего достовернее.

С тобой ведет войну жена, при входе твоем встречает тебя как дикий зверь, изощряет язык свой, как меч? Прискорбно, конечно, что помощница сделалась противницей; однако исследуй самого себя, не замышлял ли ты в юности чего-нибудь против какой-нибудь женщины? И вот оскорбление женщины отмщается женщиной и чужую рану врачует собственная жена твоя. Хотя сама действующая не знает этого, но знает врач – Бог. <…> Бог, как врач, знает, что полезно.

А что и нападения от детей суть также наказания за грехи, тому свидетель Давид, гонимый сыном своим Авессаломом за беззаконную связь, как показывают вышеприведенные слова. <…>

Но что я говорю о домашних бедствиях, если и самое тело наше, которое всего ближе и любезнее нам, – если и оно порой враждует против нас, когда мы согрешаем, отмщая нам горячками и другими болезнями и страданиями, если и раболепствующее тело наказывает владычествующую душу, когда она согрешает, – не потому, чтобы оно хотело этого, но потому, что делать так заповедано ему».

Отличие духовных законов от физических – не непреложность

Действие духовных и физических законов схоже, но не одинаково. Есть одно важнейшее отличие. Духовные законы не непреложны. Господь справедлив, но Он и милостив к кающимся. Любовь Божия, Его милосердие к приносящему покаяние отменяют нависшие над человеком губительные последствия греха.


Есть одно важнейшее отличие духовных законов от физических. Духовные законы не непреложны. Господь справедлив, но Он и милостив к кающимся

Преподобный Паисий Святогорец говорил:

«Однако между естественными и духовными законами есть значительная разница. Естественные законы “несердобольны” и человек не может их изменить. А вот законы духовные “сердобольны”, и человек изменить их может. Потому что [в случае с духовными законами] он имеет дело со своим Творцом и Создателем – с Многомилостивым Богом. То есть быстро осознав, как “высоко” он залетел от своей гордости, человек скажет: “Боже мой, у меня нет ничего своего, и я еще горжусь?! Прости меня!” – и сразу же бережные руки Бога подхватывают этого человека и нежно опускают его вниз, так что его падение остается незаметным. Таким образом человек не сокрушается от падения, потому что ему предшествовало сердечное сокрушение и внутреннее покаяние.

То же самое происходит и в случае с Евангельским законом: “Вси бо приемшие нож ножем погибнут” (ср.: Мф. 26: 52). То есть если я ударю кого-то мечом, то по духовному закону я должен расплатиться за это тем, что мечом ударят меня самого. Однако если я осознаю свой грех, если меня “бьет мечом” собственная совесть и я прошу у Бога прощения, то духовные законы прекращают действовать, и я, подобно целебному бальзаму, приемлю от Бога Его любовь.

То есть в глубине судов Божиих – а Его суды это бездна – мы видим, что Бог “меняется” тогда, когда меняются люди. Если непослушный ребенок берется за ум, кается и его мучает совесть, то отец с любовью ласкает и утешает его. Человек может изменить решение Бога! Это дело нешуточное. Ты совершаешь зло? Бог дает тебе по затылку. Говоришь “согреших”? Он подает тебе Свои благословения.

Некоторые люди покаялись в своем грехе, и Бог их простил. Духовные законы действовать прекратили… Если человек кается, то он не наказывается: его милует Христос»[8].


Праведный Иоанн Кронштадтский пишет, что исправление отступлений от закона Творца изменяет и состояние души:

«Жизнь твоя духовная, видимо, разделяется на два резко различающиеся между собою состояния: на состояние мира, радости, широты сердечной и на состояние скорби, страха и тесноты души. Причиною первого состояния всегда бывает согласное действование души моей с законами Творца, а причиною последнего – нарушение Его святых законов. <…> Потому всегда бывает так, что, уничтоживши начало, от которого произошло состояние скорби и тесноты, уничтожаешь и следствие, т.е. самую скорбь и тесноту души»[9].

Оптинские старцы часто раскрывали людям причину их искушений, чтобы те покаянием могли остановить действие духовных законов

Оптинские старцы часто раскрывали людям причину их искушений, чтобы те покаянием могли остановить действие духовных законов.

Например, читаем про преподобного Амвросия Оптинского:

«Однажды к нему подошел молодой человек из мещан с рукой на перевязи и стал жаловаться, что никак не может ее вылечить. У старца был еще один монах и несколько мирян. Не успел тот договорить: “болит, шибко болит…”, как старец его перебил: “И будет болеть, зачем мать обидел?”»[10].


Преподобный Макарий Оптинский писал своему духовному сыну:

«Почему знать, а может быть, потому тебе и попустилось искушение, что имел тонкое и тайное о себе мнение, которое вело тебя к прелести; то, дабы не допустить до оной, последовали тебе скорби. Ты не ставь никого причиною оных и не вини, а усматривай здесь Промысл Божий, испытующий тебя, а люди токмо суть орудия Промысла»[11].

«…Скорбей нигде не избежишь; ибо оные суть порождения собственных наших страстей, ко обличению их, дабы мы, с помощью Божией, попеклись об исцелении их»[12].


Святитель Феофан Затворник пишет согрешившему духовному сыну, что епитимья за грех от Бога зависит от глубины покаяния:

«Молите Господа не лишить прежней милости и помощи. И не лишит. Но будет епитимья. У Господа своя на всякого провинившегося налагается епитимия, которая состоит в том, что Он кающегося тотчас принимает в милость, но прежнего не возвращает ему тотчас, а ждет, как подойдет сокрушение и смирение. Если безжалостно кто помучит себя, то скоро возвращает, а если поблажки себе даст, то не скоро. Вот вам программа. Извольте все это иметь в мысли… и трудитесь… Паче в смирении и в вере и предании себя Господу держите себя. И все придет в свой чин»[13].

Таким образом, человек может прекратить действие духовного закона покаянием и смирением. Поэтому и пишет святитель Феофан Затворник о важности внимания и трезвения в духовной жизни:

«Искушения эти бывают и внешние – скорби, унижения; и внутренние – страстные помышления, которые нарочно спускаются, как звери с цепей. Сколько поэтому нужно внимать себе, и строго разбирать бывающие с нами и в нас, чтобы видеть, почему оно так есть и к чему нас обязывает»[14].

Как быстро действуют духовные законы?

Они могут вступать в действие по-разному, в разные сроки или даже не действовать вообще в течение этой жизни, в зависимости от Промысла Божия о человеке, а также от его духовного устроения.

С давних времен, если у христианина отсутствовали искушения, это всегда заставляло его внимательно вглядеться в то, как он живет, искать, что неверно в его духовной жизни, почему от него отступил Господь. И наоборот, если вскоре после греха следовало воздаяние, христианин считал, что близ Господь и заботливо руководит его жизнью.

Святой Марк Подвижник прямо писал, что если у кого-то нет скорбей, то это тревожный знак:

«Что за надобность дьяволу бороться с теми, которые всегда лежат на земле и никогда не встают»[15].

«Если кто явно согрешая и не каясь, не подвергается никаким скорбям до самого исхода, то знай, что суд над ним будет без милости»[16].

«Желающий избавиться от будущих горестей должен охотно переносить настоящее. Ибо таким образом мысленно изменяя одно на другое, он чрез малые скорби, избежит великих мучений»[17].


Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал духовному чаду:

Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель – не добродетель!

«Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель, сказали святые отцы, не добродетель! Если видите кого-нибудь, величаемаго от людей православных, добродетельным, а он живет без всяких искушений, преуспевает в мирском отношении, – знайте: его добродетель, его Православие не приняты Богом. В них зрит Бог нечистоту, ненавистную Ему! На нечистоту человеческую Он взирает снисходительно, врачует ее различными средствами; в ком увидит нечистоту бесовскую, от того – отвращается. Любя Вас и сына Вашего, приближая Вас к Себе, Он попустил Вам скорбь»[18].

Преподобный Паисий Святогорец объясняет:

«Если мы имеем [духовные] долги и не расплачиваемся за них в жизни сей, то это очень плохой знак. Это значит – Бог нас оставил.

– Геронда, духовные законы всегда действуют сразу?

– Бывает по-всякому. Часто остается только удивляться! Кто-то, стоит ему чуть-чуть возгордиться, сразу же терпит полную неудачу, то есть духовный закон действует молниеносно. <…>

– Геронда, а когда духовные законы действуют сразу, что это значит?

– Это хороший признак. В таких случаях человек должен понять, что любовь Божия его покрывает, потому что он расплачивается за [каждую из своих ошибок] в отдельности, а не платит за все вместе [впоследствии]. Однако, если по отношению к человеку духовные законы не действуют, это опасно. Это показывает, что человек – ребенок, удалившийся от своего Отца – Бога, что он не живет в Его доме. Есть люди, которые постоянно ведут себя с гордостью, и с ними ничего не происходит. Это значит, что их гордыня столь велика, что перестала быть человеческой. Она дошла до своей высшей степени – до бесовской гордыни, до [сатанинского] превозношения. Такой человек тоже падает, но уже с другой стороны вершины. Падает прямо в ад. Он падает люциферическим падением, но те, кто находится по эту сторону вершины, его падения не видят. То есть люди, о которых идет речь, не попадают под действие духовного закона в жизни сей, но по отношению к ним действует апостольское изречение: “Лукавии же человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаеми” (2 Тим. 3: 13)»[19].

«Любящим Бога вся поспешествует во благое»

Из всего сказанного очевидно, что знание о действии духовных законов помогает противостать греху, укрепляет в нас страх Божий. Пусть кто-то боится лишь наказания, а кто-то страшится из-за греха отлучиться от Бога. В любом случае страх греха ставит нас на лествице этой добродетели, о высотах которой пишет святитель Николай Сербский:

Любовь к Богу изгоняет всякий страх из души, кроме страха греха. Страх греха – это и есть страх Божий

«Любовь к Богу изгоняет всякий страх из души, кроме страха греха. Да, любовь страшится греха. Страх греха – это и есть страх Божий»[20].

Смысл любого искушения – в очищении души от совершенных ею грехов. Ради этого и действуют в мире духовные законы. Это не просто законы справедливого воздаяния. Это законы врачующей Любви. Любви, исцеляющей раны греха. Они помогают нам осознать свой грех, покаяться в нем, они исправляют наш путь, когда он уклоняется от истинной цели – от Царствия Божия. И более того, как мы видели выше, это законы Любви милосердной, изменяющей их действие для тех, кто сам изменяется в покаянии.

Евфимий Зигабен, излагая святоотеческие толкования стиха Псалтири: «Во обличениих о беззаконии наказал еси человека и истаял еси, яко паучину, душу его…» (Пс. 38, 12), – поясняет спасительную цель каждого Божия наказания:

«Когда, говорит, Ты, Господи, обличаешь человека для уврачевания и исправления его, тогда наказываешь его за беззаконие его, а не за что-либо другое: посему таковое наказание Твое полезно и спасительно… Душу, говорит, каждого грешника Ты, Господи, истончил посредством искушения: поелику искушениями Ты очищаешь ее от всякой грубости греха. <…> Итак, грех делает душу грубою, а злострадание и искушения истончают ее»[21].

Так, например, те, кто подпал под власть гордости, потому и искушаются порой выше сил, потому и попускаются им падения, чтобы они убедились в собственной немощи и смирились хотя бы таким путем.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет о смысле искушений гордых:

«Всякая гордая душа подвергается духовным непотребствам для посрамления. …всякая душа, одержимая гордостью, предается умственным сириянам, т.е. духовным непотребствам, опутывается плотскими страстями, чтобы, по крайней мере, униженная плотскими пороками через плоть осознала себя нечистой и оскверненной, тогда как во время холодности духа не могла осознать, что через возношение сердца она сделалась нечистою перед взором Божиим; чтобы таким образом униженный человек позаботился выйти из состояния холодности и, пристыженный бесчестьем плотских страстей, постарался возбуждать в себе горячую ревность к духовным подвигам».

А об исцеляющем действии духовного закона, по которому осудивший впадает в тот же грех, за который он осудил другого, повествует Отечник:

«В одном общежитии жил отшельник по имени Тимофей. Настоятель общежития, узнав, что один из братии подвергся искушению, спросил совета у Тимофея: что делать с падшим братом? Отшельник посоветовал выгнать его из обители. Когда выгнали брата, его брань (страстное возмущение, действовавшее в нем) перешла к Тимофею. Тимофей понял причину брани и начал с плачем взывать к Богу: “Согрешил я, прости мне!” И был к нему глас: “Тимофей! знай, что Я попустил тебе искушение именно за то, что ты презрел брата во время искушения его”».

Духовные законы действуют в мире ради нашего спасения

Итак, очевидно, что духовные законы действуют в мире ради нашего спасения. И если принимать их действие с благодарностью как целительство Божие, то они и станут для нас указателем ко спасению, о чем прекрасно сказал преподобный Макарий Оптинский:

«Когда рассмотрим себя, то всякой скорби мы сами виновны; и древо, из которого делан наш крест, росло на почве сердца нашего… Так и все наши скорби, бывающие отвне, показуют лице нашего внутреннего человека; а любящим Бога вся поспешествует во благое (Рим. 8: 28)»[22].


Валентина Ульянова

[1] Иоанн Кронштадский, прав. Моя жизнь во Христе. Т. 2. С. 872.
[2] Иоанн Кронштадский, прав. Моя жизнь во Христе. Т.1. С. 677.
[3] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 10. С. 9.
[4] Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник.
[5] Исаак Сирин, прп. Слово 86.
[6] Никон Оптинский, прп. Завещание духовным детям: Записки, сделанные на полях книги еп. Игнатия (Брянчанинова). Т. 5.
[7] Паисий Святогорец, прп. Слова. Том IV. Семейная жизнь.
[8] Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. IV.
[9] Иоанн Кронштадский, прав. Моя жизнь во Христе. Т. 1. С. 90.
[10] Поселянин Евгений. Оптинский старец Амвросий.
[11] Макарий Оптинский, прп. Письма к монахам. Том 2. 85.
[12] Макарий Оптинский, прп. Письма к монахиням. Т. 3. 29.
[13] Феофан Затворник, свт. Письма. Вып. 2. № 314.
[14] Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года.
[15] Марк Подвижник, прп. Прение схоластика с аввой Марком.
[16] Марк Подвижник, прп. Двести глав о духовном законе.
[17] Марк Подвижник, прп. К тем, которые думают оправдаться делами.
[18] Игнатий (Брянчанинов), свт. ПСС. Том 7. Избранные письма. Письмо 197.
[19] Паисий Святогорец, прп. Слова. Т. 4.
[20] Николай Сербский, свт. Сто слов о Божественной любви.
[21] Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена.
[22] Макарий Оптинский, прп. Т. 3. Письма к монахиням. С. 259.
 

В сюжете: Духовные законы

 

Просмотров: 218
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru