Диакон Олег Рыжков
Как мы знаем, первым оппозиционером, причем не кому-нибудь, а своему Создателю и Творцу всего, был денница, или люцифер, который своей светозарностью, связанной с восприятием и отображением Божественного Света, превосходил многих других светлых ангелов. Что из этой оппозиции получилось, мы тоже знаем. Гордыня низвела денницу до диавола, или сатаны, имеющего и множество других имен, в общем, до противника Богу и врага рода человеческого. Противник Богу породил оппозицию и самого Бога противопоставил себе. Бог не оппозиционер, но сама сущность Бога — Любовь и Праведность своими качествами и самим своим существованием противостоят злу и ненависти. Поэтому вставать в оппозицию к Самой Истине, Создателю всего — это одно. А быть оппозиционером кого-то, кто не только не обладает всей полнотой истины, но часто ей противоречит, то есть к врагу Истины – это совсем другое. Давайте разбираться.
Оппозиция - это соединение двух слов: оппонент и позиция. Оппонировать – значит противопоставлять, возражать, защищать. В том числе и свою позицию. Оппозиция как возражение неправде и защита от нее, вот о чем порассуждаем. Например, оппонентами Гитлеру были Сталин, Рузвельт, Черчиль и вся антигитлеровская коалиция, которые защищали свою позицию, то есть свои народы и весь мир от фашизма. Но и сама антигитлеровская коалиция после победы над гитлеровской Германией, встала друг ко другу в противостояние. Церковь возражает (оппонирует, встает в оппозицию) государству, когда государство начинает делать и говорить то, что противоречит Божиим заповедям. Даже при защите научной работы есть научные оппоненты. В любом человеческом сообществе всегда есть разные позиции и оппонирующие друг другу стороны. Из этих примеров мы видим, что само понятие «оппозиция» может нести в себе и положительный смысл, и отрицательный, играть и положительную, и отрицательную роль в разных обстоятельствах.
Вот конкретный пример из моей собственной жизни. Когда я был студентом Новосибирского Православного Свято-Макарьевского богословского института, на одном из зачетов по какому-то предмету возник вопрос о личных молитвенных правилах. В своем ответе я возразил преподавателю, что вычитывание каких-либо обязательных молитвенных правил – это неправильно. Церковь нигде и никогда не устанавливала никаких обязательных для всех молитвенных текстов, в том числе утренних и вечерних, которые являются лишь прекрасными молитвенными образцами. И каждый может сам для себя решать, как и сколько ему молиться, согласуясь со своим духовником и жизненными обстоятельствами. На что преподаватель, не найдя никаких других аргументов, раздраженно ответил: «Вот, оппозицию растим». Я только пожал плечами.
Уже после института, когда я влился во внутрецерковную жизнь, мне, к великому сожалению, пришлось встать в оппозицию к отдельному, весьма уважаемому (и мной в том числе) архиерею, чтобы сохранить сборник «ДУША». И многие люди, которые бичевали в то нелегкое для меня время и меня, и сборник, теперь при встрече стыдливо опускают глаза, так как «ДУША», вопреки разным препонам, с Божией помощью, подтверждая сюжет из «Деяний апостолов», где один из фарисеев предупредил членов синедриона: «Если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками»(Деян. 5:38–39), стал крупнейшим общероссийским официальным православным изданием.
Так что отчасти тот преподаватель оказался прав. Меня можно назвать оппозиционером. Но ни в коем случае не Церкви и тем более не Богу, но некоторым людям, в том числе и находящимся в священном сане, которые, уподобляясь деннице, решили, что их личное мнение по любому вопросу, стало почему то вдруг общецерковным учением. Здесь нужно четко понимать, что есть вся Церковь, а есть часть Церкви и вообще отдельные люди, в том числе и святые, мнение которых не всегда совпадает с Церковным учением.
Быть в оппозиции ко всей Церкви – это как минимум глупо и нелепо, так как вся Церковь – это и святые, и ангелы, и сам глава Церкви Христос Бог. А быть в оппозиции Богу – значит быть заодно с Его врагом, сатаной. Это для православного христианина, в том числе и для меня, невозможно.
А вот оппонировать (возражать, стоять в оппозиции) какой-то части Церкви и тому, что в этой части Церкви происходит неправильного, то есть не по-Божески, не по духу ее соборного учения – это не просто можно, но и необходимо. Конечно же, обладая соответствующими знаниями, с любовью и рассуждением и в определенных обстоятельствах, для пользы богоугодного дела, а не ради удовлетворения своих амбиций и корыстных целей. Особенно в нынешних условиях.
Исторические примеры такой необходимости мы видим уже в «Деяниях апостолов». Например, в обсуждении вопроса о соблюдении принявшими святое крещение язычниками еврейских обрядов.
В обсуждении различных вопросов на Вселенских соборах мы наблюдаем разные мнения и разные стороны, которые зачастую жестко поддерживают или не поддерживают ту или иную позицию. Но когда Вселенский собор принимает решение, его принимают и исполняют все. Это нормально.
Думаю, что сейчас, по крайней мере в России, в нашей внутрицерковной жизни мы это постепенно утрачиваем. Мы призываем к всеправославным соборам, переживаем за возможный раскол во Вселенской Церкви, но как мне видится, мало обращаем внимания на то, что происходит внутри наших родных епархий и приходов. То ли от слепоты и боязни, то ли от ложного смирения и равнодушия. Не знаю. Но для меня совершенно очевидно, что часто в приходской и епархиальной жизни на главное место становится чье-то личное, а не Церковное мнение. Именно из-за этого главными все больше становятся не заповеди о научении любви, а какие-то надуманные, нелепые, глупые, якобы обязательные для всех формальные правила, запреты, действия, псевдотрадиции, суеверия, не имеющие к православной вере и Церковному учению абсолютно никакого отношения и отпугивающие людей от Церкви. «Православные христиане обязаны вычитывать, обязаны выстаивать, должны раз в неделю посещать...». Какой-то бред, простите. Об этом уже говорил выше. Поэтому не устаю повторять: необходим постоянный открытый диалог священноначалия, священства, прихожан и здравой части общества на соборах и собраниях, в православных СМИ, снизу доверху. Должны быть реальные выборы на эти форумы, а не назначение лояльных и приближенных, а это значит и тайное голосование на всех уровнях, и формирование разных мнений и позиций по проблемным и спорным вопросам внутрицерковной жизни.
Уже в первые десятилетия христианства пришло то время, о котором говорил апостол Павел: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные»(1Кор. 11:19). А современное общество вообще кишит разномыслием. И вот эти искусные, «которые обнаружат при таких смятениях Церкви столько мудрости и зрелости в суждении, что каждый признает их действительными христианами» (Библейская история. Лопухин), должны открываться на соборах, в обсуждениях и прениях сторон на всех уровнях.
В грешном человеческом сообществе, в любой сфере, в том числе и внутри Церкви, которая является не только Божественным, а Богочеловеческим организмом, и в своей человеческой составляющей, подвержена всяческим нестроениям, отсутствие и подавление оппозиции всегда, без всяких исключений, ведет к узурпации власти, тоталитаризму, диктаторству и … краху. Поэтому при словах «оппозиция в Церкви» нужно не падать в обморок и не скрежетать зубами, а вспомнить Евангелие, которое повествует о том, что сам Христос своим пришествием, являясь Истиной, противопоставил Ее неправильному пониманию Священного Писания, фарисейству, лицемерию, законничеству, зависти и другим грехам, которые относятся и к нам.
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?» (Мф. 23:13-17).
Что это, если не оппонирование (оппозиция, возражение) фарисеям, книжникам и лицемерам? Поэтому Господь и был распят. Но ведь они никуда не делись. И сейчас внутри Церкви есть и фарисеи, и лицемеры, и законники. И к великой печали и среди священства и священноначалия. Ибо все мы грешны. Нет безгрешных на земле. И чтобы церковное поле не заросло плевелами, необходимо здравое зерно и противоядие.
Необходимо конструктивно рассуждать и предлагать. Думать, как и в чем каждый из нас на своем месте может помочь Церкви выстоять в нынешних сложных условиях. Как избавить внутрицерковную жизнь от надвигающегося омирщения, формализма, равнодушия, законничества и бюрократизма. Все это как раз и можно делать с помощью конструктивной, здравомыслящей, любящей Церковь оппозиции, именно как возражению всем, мешающим процветать истинному православию и идти к Богу препятствиям.
Диакон Олег Рыжков