Недавно я наткнулся на вопрос: «Почему люди, которые молятся иным богам, получают желаемое? Получается, что их просьбы исполняет наш православный Бог, тем самым укрепляя их веру в своих богов?»
Что же, так бывает: нехристиане в рамках своих религий просят о чем-то — и получают ответ. Как это понять с христианской точки зрения?
Речь может идти о трех разных явлениях — сверхъестественном вмешательстве со стороны истинного Бога; вмешательстве со стороны бесов; событиях, которые не являются сверхъестественным вмешательством вообще, но интерпретируются молящимся таким образом.Может ли истинный Бог — Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа — милостиво отвечать на молитвы иноверцев? Да. Все люди являются Его творениями, на всех простирается Его милосердная забота, как сказано в Евангелии, Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45).
Мы все, христиане и нехристиане, живем, и движемся, и существуем милосердной любовью Бога. Как-то я видел документальный фильм об африканце, который подсел на какой-то местный наркотик и пришел в совершенно жалкое состояние. Он, как и все его окружение, был мусульманином и, видя перед собой скорую и неизбежную смерть, отчаянно взывал к Аллаху. В итоге он оставил наркотик и исправил свою жизнь. Если человек умолял своего Создателя о помощи и получил ее, нас это не должно смущать, даже если с представлениями этого человека о Создателе и Его Откровении мы не согласны.
Является ли милосердная помощь Создателя подтверждением, что люди веруют в него правильно? Нет, конечно. Из того, что Бог снисходит к заблуждающихся людям, никак не следует, что Он одобряет их заблуждение. Многие из нас могут вспомнить проявления Его заботы — в том числе Его ответы на молитвы, — когда мы были еще далеки от правой веры.
Другое дело, что будет разумно предположить, что Божественное вмешательство будет вести человека по направлению к истине, а не от нее, и тут очень важны конкретные обстоятельства, поскольку Промысл Божий имеет к каждому творению индивидуальный подход.
Бывает и другое — люди интерпретируют обычный ход событий как результат сверхъестественного вмешательства.
Допустим, японская студентка помолилась у синтоистского святилища, прося об успешной сдаче экзаменов, — и сдала их успешно. Но для этого и не нужна была сверхъестественная помощь — может, она просто добросовестно училась.
Возможно и более пугающее явление, когда люди просят (и получают) помощи у падших духов. В Мексике существует культ Святой Смерти, Santa Muerte. В святилищах этого культа стоит нечто, что издалека можно принять за обычную для Латинской Америки статую Мадонны, вот только, подойдя поближе, можно обнаружить, что вместо лика Мадонны на поклонников смотрит череп.
Этот культ популярен у наркоторговцев, воров, проституток и других представителей городского дна, живущих в постоянном конфликте с законом, среди жестокости и разврата. С одной стороны, они ищут утешения и потусторонней помощи, с другой — не хотят обращаться к традиционной Церкви, потому что Церковь потребовала бы первым делом оставить их образ жизни.
Люди рассказывают о помощи, которую они получили от «Святой Смерти», — кому-то она помогла найти адвокатов, чтобы спастись от тюрьмы и продолжить торговать наркотиками, кто-то умолил ее отомстить обидчикам из конкурирующей банды, так что они вскоре были убиты в ходе разборок, кто-то полагается на ее покровительство, когда переправляет партии наркотиков на север, в Соединенные Штаты. Увы, трудно сомневаться, что за «божеством», помогающим людям идти по пути греха и беззакония, стоят бесы, желающие им погибели.
Таким образом, ответы на молитвы нехристиан не указывают на истинность их верований.
Но для нас важно и другое: хотя Бог приходит нам на помощь во всех обстоятельствах нашей жизни, Его цель не в этом. Еще блаженный Августин говорил, что отличие язычников от христиан в том, что вся языческая практика направлена на решение посюсторонних проблем — люди выпрашивают у своих богов здоровья, богатства, успехов в любви и на войне, в то время как христиане ищут жизни вечной и блаженной.
Для нас Бог — не тот, кто решает (эффективно или нет) наши земные проблемы, причем именно так, как мы этого хотим и ожидаем, а Тот, Кто делает нас новыми людьми, приготовляя нас для вечной радости. Для нашего вечного спасения Богу нужно изменить не обстоятельства вокруг нас, а нас самих.
Поэтому сделал ли Бог по-моему, вмешался ли Он в ситуацию так, как я хотел — это совершенно не критерий истины. Вера означает, что мы доверяемся Богу и хотим, чтобы Он изменил нас, а не пытаемся использовать Его в своих целях.
| Читайте также:
Митрополит Сурожский Антоний. Молитва. 5 упражнений для начинающих
Протоиерей Павел Великанов. Как правильно и как неправильно молиться
Александр Ткаченко. Намоленное вместо. Как неправильная молитва может привести к катастрофе
ХУДИЕВ Сергей
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель