ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Ноябрь 2024 (6)
Октябрь 2024 (16)
Сентябрь 2024 (19)
Август 2024 (9)
Июль 2024 (10)
Июнь 2024 (14)

Публикации / Мир и Православие | 3-09-2021, 14:41

Источник информации

ОКОЛОСМЕРТНЫЙ ОПЫТ: ИГРЫ РАЗУМА ИЛИ ВСЕ-ТАКИ МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ? pravlife.org

Проголосовать:
голосов: 1

Многие молодые люди сегодня буквально «заглядывают в рот» современным популяризаторам науки. Складывается впечатление, что лишь ученые могут говорить от лица Истины, но не всё так однозначно.














Одним из видных глашатаев современного скептицизма и сциентизма является российский биолог и популяризатор науки Александр Панчин. Я не хочу «распыляться» на множество тем, а предлагаю сосредоточить внимание на его одном небольшом комментарии. Однажды на YouTube-канале QWERTY Панчин продекламировал, казалось бы, блестящее разоблачение околосмертного опыта людей, мол, никакое это не свидетельство реальности жизни после смерти, а всего лишь игры нашего разума.

Подавляющее большинство людей оставили восторженные отзывы об уме лично Панчина и науки в целом, но меня ответы не устроили и я решил всё проверить, благо с данной темой я немного знаком, да и было за что зацепиться.

Собственно говоря, Панчин ничего нового в ролике не озвучил, да и не первый он, и далеко не единственный такой скептик. Однако прежде чем перейти к непосредственному разбору высказанных аргументов, стоит напомнить, что фиксация околосмертного опыта людей стала возможной тогда, когда у медицины появились способы реанимации человека после остановки сердца. Первыми исследователями данного феномена стали доктора Элизабет Кюблер-Росс и знаменитый Раймонд Моуди, а вот его христианское осмысление сформировал иером. Серафим (Роуз). Если попытаться систематизировать всю собранную информацию по данной теме, то околосмертный опыт можно свести к четырем его основным проявлениям:

1. Осознание смерти.
2. Нахождение вне тела.
3. Туннель света.
4. Встреча с умершими людьми.

Удар скептиков и атеистов приходится как раз по указанным пунктам. Основной зацепкой для меня стала ссылка Панчина на статью в научном журнале Trends in Cognitive Sciences под длинным и громким названием «There is nothing paranormal about near-death experiences: how neuroscience can explain seeing bright lights, meeting the dead, or being convinced you are one of them[1], которое можно перевести следующим образом: «В околосмертном опыте нет ничего паранормального: как нейробиология может объяснить видение ярких огней, встречу с мертвыми или убежденность в том, что вы один из них». Я не поленился разыскать данную публикацию и, ознакомившись с текстом, понял, что речь Панчина на 80% состоит из пересказа ее содержания. Давайте более подробно взглянем на нее и мы.

Итак, осознание смерти – наиболее встречающийся феномен у людей, переживших клиническую смерть – через него проходит каждый второй. Авторы указанной публикации утверждают, что ясное восприятие собственной смерти может быть связано действием так называемого психопатологического синдрома Котара, или, иначе говоря, «ходячего трупа». Анатомически данное расстройство связано с задней теменной корой, а свое название получило от имени описавшего его французского невролога Жюля Котара. И действительно, существуют свидетельства о том, что люди с таким диагнозом ощущали себя умершими. Причины возникновения этого недуга до конца неясны.

Через внетелесный опыт проходят примерно четверть людей, переживших клиническую смерть. Несложно догадаться, что он описывается как «плавание» за пределами собственного тела, а иногда и видение его сверху. Авторы рассматриваемой публикации в данном случае ссылаются на исследования известных нейробиологов Уайлдера Пенфилда и Олафа Бланке. Первый предположил, что внетелесный опыт связан с деятельностью мозга во время прерывистого сна – стадия сна перед глубоким засыпанием или бодрствованием. Второй в 2002 году провел опыт, искусственно стимулируя ударами электричества височно-теменной узел своих подопечных, чем и вызывал у них как раз ощущение нахождения вне тела.

Содержание такого феномена как туннель света также ясно из его названия. Пережило его примерно треть опрошенных людей. Авторы статьи, а вслед за ними и Панчин, полагают, что данный феномен возникает в результате ишемии сетчатки глаза, т. е. глазу попросту не хватает кислорода, от чего и возникает «туннельное» видение. Подобный феномен могут также переживать пилоты, когда во время сильных перегрузок у них возникает гипотензивный обморок на 5-8 секунд, провоцирующий центральные и периферические зрительные потери.

Ну и последнее – встреча с умершим людьми (возможно, Ангелами) – опыт, через который также проходит примерно треть людей. Ученые связывают его с прогрессированием таких недугов, как болезни Альцгеймера или Паркинсона. Некоторые больные рассказывали о видении призраков или монстров. Скорее всего, это происходит из-за ненормального функционирования гормона дофамина. Также данный феномен объясняют дегенерацией желтого пятна – места наибольшей остроты зрения на сетчатке глаза.

Что ж, описанные аргументы кажутся довольно весомыми. Я специально не приводил никаких контраргументов, дабы мы, некомпетентные в области нейробиологии люди, ощутили их тягость и силу секулярной пропаганды. Высказываться в данном случае довольно резко мне позволяет тот факт, что, «разбивая» доводы верующих в «пух и прах», Александр Панчин тактично умолчал о выходе через год, в этом же журнале Trends in Cognitive Sciences, критических замечаний на статью, которую он столь ловко пересказал[2].

Авторы замечаний указывают, что их коллеги Дин Мобс и Кэролайн Уотт «смогли объяснить все аспекты околосмертного опыта, проигнорировав те аспекты, объяснить которые они не смогли». Но давайте не будем уходить от системности нашего повествования и остановимся на четырех основных проявлениях разбираемого нами феномена.

Осознание смерти связывают с действием синдрома Котара. Стоит сказать, что не все, но большинство людей, переживших клиническую смерть, описывают свой опыт как состояние спокойствия и безмятежности. А вот каким является определение синдрома Котара, данное в авторитетном издании: «Депрессивный или ипохондрический бред с фантастическим содержанием и идеями грандиозности и отрицания (всеобщая гибель, мировые катаклизмы и пр.)»[3]. Как видим, нестыковка буквально налицо. Также и внетелесный опыт не может быть объяснен стадией прерывистого сна или электрическим воздействием на височно-теменной узел. Дело в том, что подавляющее большинство людей прошли через клиническую смерть в состоянии, препятствующем прерывистому сну, а удары тока в указанную часть мозга вызывают пугающие и искаженные образы, но никак не чувство спокойствия. И видение туннеля никак не объяснить ишемией сетчатки глаза, потому что у умирающих людей уровень кислорода в крови не ниже, а часто даже и выше обычного. Что же касается явлений умерших людей или Ангелов, то галлюцинации, вызванные неврологическими расстройствами, как правило, связаны лишь со зрительными образами, а также сопровождаются чувством страха и замешательства. А вот пережившие клиническую смерть люди описывают полноценные интерактивные видения, в которых они не только видели, но и слышали, и обоняли, и осязали. Более того, многие свидетели говорят о явлении им людей, которых они никогда не знали, это могут быть не только Ангелы, но и святые. Для тех, кто хочет более подробно во всем разобраться, ссылки на соответствующие исследования можно найти в указанных публикациях.

Как видим, объяснения, представленные Панчиным, по большому счету ничего не объясняют. Возможно, он и не знал о критических замечаниях на статью, которую пересказывал, но это всё равно говорит о непрофессионализме, во всяком случае, в построении данного сюжета. Подытоживая все сказанное, следует также отметить, что сведения, собранные доктором Моуди, были взяты у психически абсолютно здоровых людей, разных возрастов, с разным уровнем образования и социальным статусом. При этом мы видим, что их опыт носит довольно целостный характер, ведь мы можем его систематизировать, разделить на основные проявления, тогда как галлюцинации больного человека субъективны и являются отражением его личных образов и мыслей.

Секулярная пропаганда сегодня очень сильна. Получается, что не только в политических, но и научно-популярных темах всю информацию нужно проверять. Атеисты и скептики, с их надменным напором, выглядят довольно убедительно, но нужно помнить, что нередко их умы замкнуты в рамках собственного весьма узкого материалистического мировоззрения, за рамки которого им очень не хочется выходить, ведь тогда придется признавать свою неправоту. Наше же дело – думать головой, искать ответы на возникающие сомнения и не терять веры.

Протоиерей Владимир Долгих

Примечания:
1. Mobbs Dean, Watt Caroline. There is nothing paranormal about near-death experiences: how neuroscience can explain seeing bright lights, meeting the dead, or being convinced you are one of them // Trends in Cognitive Sciences. Volume 15, Issue 10. October, 2011. P. 447–449.
2. Greyson Bruce, Miner Holden Janice, Lommel Pim. ‘There is nothing paranormal about near-death experiences’ revisited: comment on Mobbs and Watt // Trends in Cognitive Sciences. Volume 16, Issue 9. September, 2012. P. 445.
3. Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й., Коев Г. М., Попов П. Л. Стоименова Л. Ц. Психиатрический энциклопедический словарь. К.: МАУП, 2003. С. 456.
 

В сюжете: Протоиерей Владимир Долгих посмертный опыт наука

 

Просмотров: 466
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru