Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Если в человеке живет благодать Божия, он ничего не боится. Поэтому будем всегда испрашивать благодати Божией, творя крестное знамение». Но что же такое благодать Божия, можно ли ее увидеть, почувствовать? Об этом мы беседуем со священником Аркадием Махсумовым.
Не от нас зависит решение Божие
— Отец Аркадий, так что же это такое — благодать, о которой часто упоминается и в Новом Завете, и в наставлениях святых отцов? Что вообще понимается под благодатью Божией?
— Мы с вами счастливые люди, потому что имеем возможность пользоваться трудами святых отцов, и они уже давно все нам растолковали. В своем учении о благодати святитель Григорий Палама фактически зафиксировал и передал весь опыт, который был собран группой афонских монахов — исихастов. После многолетних опытов общения с Богом через умную молитву, через тишину сердца, полное самоотречение и смирение, они пришли в такую область, которую мы называем Нетленным, или Фаворским, светом Божества, то есть у них произошла такая встреча с Богом в сиянии Фаворского света, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения.
— Фаворский свет и благодать — это одно и то же?
— Да, конечно. Отделить свет Божества от Самого Бога невозможно. Это как раз ключ к пониманию благодати. Благодать — это приход в нашу жизнь Самого Бога, это Его направленное на нас действие, которое никогда не прекращается. Благодать преизобильно изливается на человека, на мир, и вопрос только в одном состоит: способны ли мы воспринять эту благодать и в какой мере? Мы похожи на дырявое ведро, на решето, в котором тяжело носить воду, Господь обильно изливает благодать, но в этом решете остаются такие капли, которые не позволяют в полноте ей насытиться. Душа, которая по милости Божией когда-то вкусила благодатного чувства в полноте, когда Господь открылся, потом, лишившись его, страждет, прилагает усилия, чтобы вернуть это чувство. Наши усилия — это не плата Богу, а необходимое условие стяжания состояния, в котором мы способны благодать воспринять.
— Почему благодать не дается нам, когда мы этого страстно желаем, просим?
— Преподобный Силуан Афонский вопрошал, и Господь открыл ему, что главным условием стяжанияблагодати является смирение. И вот насколько мы смиренно просим у Бога, насколько мы готовы отказаться от своего желания и предоставить Ему решать, касаться нашего сердца или не касаться, настолько открывается нам Бог. Здесь кроется ответ. Господь готов нам дать тогда, когда мы этого не ждем, тогда, когда мы понимаем, что не от нас зависит решение Божие. И вот тогда происходит встреча с Богом. Если, приложив усилия, удастся снять стружку со своей души, свою задубевшую кожу отшлифовать настолько, что через нее проступит свет, то этот свет мы увидим обязательно.
Каждому Господь дает по его мере
— Трудно жить полной духовной жизнью современному человеку, слишком он загружен.
— Господь милостив. И Он не возлагает на человека бремена неудобоносимые никогда. Он знает, кто является избранным сосудом благодати, например, апостол Павел, а кто — скромный трудяга. В одном из Патериков приведен ответ старца на вопрос человека из мира, обремененного многочисленными попечениями: «Как спастись?». Подвижник говорит ему простые слова: «Живи, как живешь, греха особого не делай и спасешься». У всех людей в зависимости от их талантов, их способностей, их возможностей разный путь спасения, то есть направленность его одна, Источник его один, но мера у всех разная. Поэтому каждому Господь дает по его мере, Он не дает той тяжести креста, которую человек не способен вынести. Но, как сказано, кому много дано, с того много и спросится. Это мы тоже должны понимать. Мы не можем притворяться, что мы маленькие, тщедушные. Здесь вопрос нашей свободной воли и вопрос нашей честности с собой. Мы понимаем, что могли бы жить более интенсивной духовной жизнью, больше читать духовной литературы, или чаще ходить на службы, или чаще причащаться. Тертуллиан сказал, что «Бог очеловечился для того, чтобы человек обожился». Эта фраза раскрывает нам всю сущность благодати. Это прямое воздействие на нас любви Божией.
— Как проявляется благодать в жизни простого человека? Ее можно увидеть, почувствовать?
— Постоянно. Как мы говорим в одной из молитв на Литургии: «Всяк дар совершен свыше есть». Если в нашей жизни случается радость, если мы ощущаем счастье, мы понимаем, что Господь присутствует рядом с нами. Но даже среди горя, если мы находим силы выживать, противостоять, действовать, то это тоже действие благодати Божией. Мы живем в благодати. Благодать — это одухотворяющая, оживотворяющая энергия, которая мир в движение приводит, которая заставляет его жить. Сама жизнь — это произведение благодати Божией.
В храм мы приходим за спасением
— Бывает так, что человек ничего не ощутил в момент Причастия, неужели его не коснулась благодать?
— Музыковеды утверждают, что музыкальный слух есть практически у всех людей, но он находится в разной стадии развития. И одаренный, талантливый человек, наделенный прекрасным музыкальным слухом, слышит все ноты сразу. Другому человеку, чтобы он смог услышать все звуки, смог их распознать, нужно заниматься годами. Это не значит, что он безнадежен, просто он не слышит пока. Вроде бы всем открыто, но всем по-разному. Человек иногда предшествующей своей жизнью приходит в такое состояние, которое святые отцы называют окаменение нечувственное. А еще есть дебелость плоти — это отягощенность, непроницаемость, тяжесть, появившаяся после грехопадения человека в раю. В этом окаменении нечувственном, сквозь толщу человеческой дебелости трудно почувствовать благодать, увидеть духовный свет. Но даже если человек непродолжительное время живет духовной жизнью, все равно Господь касается его. Каждый человек, пришедший к вере, пришел к вере только потому, что ему на какое-то мгновение открылась благодать Божия. Иначе человека в храме не удержать ничем. Но надо понимать, что в храм мы приходим не за чувствами, а за спасением. Даже если ничего не чувствуем, мы доверяем Богу и понимаем, что совершаем необходимое для нашего спасения.
— Что такое благодать священства, отличается ли она от благодати мирян?
— Это одна и та же благодать, но которая действует по-разному и имеет немного разную направленность. Благодать священства — это некий инструмент, уготованный Богом, который Господь влагает в руки священства, как универсальный инструмент в руки врача.
— Почему в таком случае данная духовенству благодать не проявляется сейчас в виде пророчеств, чудотворений, целительства, как это было у апостолов?
— Огромное количество священников, даже среди тех, кого мы лично знаем, были не только свидетелями, но даже участниками чуда. Нескромно говорить человеку о себе, но любой христианин был свидетелем такого чуда в своей жизни. И не однажды. Исцеления по молитвам священников бывают, и часто, но тут надо понимать, что если нет воли Божией, ничего не будет. Если Господь позвал к Себе, то собери хоть все священство на земле, ничего не будет так, как мы хотим, а будет так, как Господь решил. И это происходит сплошь и рядом. Поэтому я бы не сказал, что мы как-то сильно отличаемся от апостолов. У апостолов тоже не все получалось. Когда Господь с Фаворской горы спустился, первый, кто его встретил, был отец страдающего от эпилепсии отрока. Он сказал, что обращался к Его ученикам, но они ничего не смогли сделать. Хотя Господь с самых первых дней дал им власть и духов изгонять, и мертвых воскрешать. Эти случаи были не единичными, а постоянными, поэтому толпы и собирались. Церковь и сейчас живет и действует, и если мы хотим увидеть чудеса, то мы их увидим обязательно.
Газета «Церковная жизнь» (Покровская епархия), № 11 (296), октябрь 2024 г.
Священник Аркадий Махсумов, Беседовала Елена Каплун