— Давайте поговорим о неприятностях и неприятных людях, о правильном отношении христианина к неприятным людям. Мне кажется, что сами неприятности можно разделить на две группы: а) воображаемые (мелкие, не стоящие внимания) — не так поглядел, на мизинец наступил и пр. б) реальные (настоящие проблемы, страдания, горе) — оказаться во власти злодея, например: фашиста, садиста и пр.
И люди зачастую первые принимают за вторые — это верно?
— Прежде, чем говорить о неприятностях и об отношении к ним христианина, давайте узнаем природу всех неприятностей в целом. В замысле творения Божьего мира не было места для возникновения какой-либо причины нарушить гармонию, ибо все, что было создано Творцом, было «весьма добро». И человек не ощущал дисгармонии с окружающим миром, потому что творение мира было высшим благом, прежде всего для человека. Однако для человека была дана заповедь, что нельзя делать, чтобы не повредить общему благу. Этот запрет от познания плода древа добра и зла, позволявший первому человеку проявить свободную волю в послушании Богу, имел в себе неприятие. И чего? Неприятие смерти. Потому как сказано Адаму «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь (Быт. 2;17)». Значит, неприятие запретного плода — это было Божье веление не познавать то, что несогласно с жизненными принципами человека. И неприятность — это то, что случилось по обману, по лести дьявола, неприятное происшествие, доставившее огорчение и вред первому человеку и последующему роду человеческому.
С повреждением человеческой природы, когда в человека вошел змиев яд «похоти плоти, похоти глаз, и гордости житейской», человек не может видеть мир разумно, и себя не может чувствовать в гармонии с окружающим миром. То есть человек перестал быть личностью, которую имел до грехопадения первый человек в раю, и которую дает всем нам новый Адам – Христос.
С появлением христианства мир живет новыми нравственными принципами. Если ветхозаветный человек относился к любым неприятностям враждебно, новозаветный человек «вражду убив» со Христом и облеченный в новые ризы благодати Божьей, возвращается в утраченный рай. Поэтому для христианина неприятности с неприятными людьми есть соприкосновение с ветхозаветностью, от которых он освобождается с Христом. Неприятие греха остается в силе закона. С грехом не может быть компромисса, так как грех есть начало смерти, и с Богом нет ничего общего. Мы видим, как Христос возвращает к жизни праведного Лазаря, погруженного в ад, ведь где Христос, там нет смерти. Об этом свидетельствует и сестры Лазаря, опечаленные смертью Лазаря, обращаясь к Христу: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы наш брат». Господь всемогущ, а человеческая природа Христа смущена страданием и печалью Марфы и Марии. Этот евангельский сюжет и нам приоткрывает момент человеческого страдания и утверждает в том, что без Божьей помощи человеку не одолеть горе и всякого рода неприятности. Всеобъемлющая любовь Христа является той созидательной силой, где побеждается вся неустроенность мира.
Человек, который живет не плотским мудрованием, а разумным видением вещей, ставит в центр Христа, а себя, как и всех остальных вокруг Него. Человек с поврежденным умом в гордости житейской в центр ставит себя и свой эгоизм. Такой человек живет ветхозаветностью, облаченный в «кожные ризы» греха. Такого человека легко обидеть, огорчить, разозлить, ведь природа такового единая с «сынами неприязни».
Такой человек «подсознательно, в глубине души своей, имеет неосознанную «неприязнь» к Богу, особенно остро оно выражается в отношении к слову Божиему».
Таковыми стали фарисеи и саддукеи, не принимавшие Христа. Их вражда богоборческая, как борьба сатаны с Богом.
Древнему еврейскому народу был дан закон: не принимать язычников. Идолопоклоничество для евреев было не приемлемо. Однако внешней стороной закона была повреждена главная суть закона любви. За это Господь и обличал законников и фарисеев. Отсутствие любви и сатанинская гордость делает их из сынов Авраама сынами неприязни.
Неприятность, как и неприятные люди, появляются как результат неустроенности мира в его поврежденной природе. Они могут на нас влиять или не оказывать на нас никакого действия в зависимости от устроения нашего ума и сердца. Человек может быть особенно впечатлителен, что и чужое горе может воспринимать как собственное. А может быть хладнокровным и никак не воспринимать все, что происходит вокруг. Может по собственной гордости не замечать никого и ничего, а может быть слишком суетным и попечительным. В духовной жизни в аскезе, все, что происходит в мире страстей и возмущающих ум и сердце, ничего не следует впускать в нашу внутреннюю клеть. Один подвижник на слова «уши имут и не услышат, ноги имут и не пойдут, руки имут и не осяжут» добавил: «это сказано о нас». Все мнимые страсти, как и мнимые неприятности не должны повреждать ясность ума и чистоту сердца. Человек по свободе выбора не должен погружаться в ту среду, в которой он потеряет связь с Богом по своей воле. Другое дело, если неприятность случается Божьим попущением. Тогда это испытание для человека, способное проверить его волю, его чувства, его разум. Если человек эти страдания несет как крест, то эти подлинные испытания имеют громадное значение для него, они имеют подлинный смысл. Через горечь страданий очищается душа от грехов и пример этого мы видим еще в ветхозаветном Иове Многострадальном.
Если чувственный человек живет по страстям, то всякую неприятность он воспринимает болезненно. Не очистившись от страсти и не освободившись от нее, всякая неприятность действует на него губительно. «Сеющий по плоти, от плоти и пожнет». Если человек очищает сердце от пагубной страсти, в таком сердце живет любовь Христова. Для христианина существует уже не неприятность, а страдания, которые имеют духовный смысл. Поэтому все, что человек принимает как не желаемое его чувственной душе, я бы разделил на неприятность, как страсть, которая губит душу, и на страдания, которые являются спасительными для нее. Не зря святые говорили: «унывать грешно, а страдать должно».
— Когда меня спросили о христианском отношении к неприятным людям, у меня сразу произошло аналогичное разделение. То есть люди, доставляющие неприятности воображаемые и люди, доставляющие реальные неприятности — страдания. Отношение к ним, естественно, различно. На неприятности первого рода обращать внимание и гневаться — себя не уважать. Тем более, что мы и сами вполне способны случайно досадить кому угодно. Как говорил Христос: кинь камень, кто сам без греха. Таким образом, неприятных людей для христианина как бы не должно быть? Есть, понятное дело, другие, непохожие на нас люди, но они просто другие, и надо уважительно относиться к их инаковости.
— Все люди различны: по характеру и темпераменту, по социальному происхождению, по национальным признакам, по расовым особенностям. Человек с физическими недостатками, природной уродливостью может быть гениален и талантлив душой. Человек высокого положения в обществе с глубокими знаниями многих институтов может не иметь самого главного — ценить и любить ближнего. На многих примерах из жизни святых мы убеждаемся, что не может погубить душу человека богатство, если оно не властвует над ним, равно как не спасает человека бедность, если человек не благодарит Бога за временную трудность. Многие видели в интернете ролик о том, как подали бедняге милостыню и тайно хотели проверить, что он станет делать с 100 долларовой купюрой. Думали, пропьет. А он купил на все деньги продуктов питания и раздал по всему городу нищим. Оказалось, он остался бездомным по стечению жизненных обстоятельств. И это не лишило его человеческого достоинства. Значит, в этом мире не могут существовать бедные без богатых, равно как богатство посылается для человека, чтобы не обойти бедность стороной. И те неприятности в жизни, которые попускаются Богом, для нашего же блага имеют место быть, чтобы возрастать и укрепляться духовно. Сколько примеров святости мы видели среди заключенных в лагерях Колымы и Соловецкого монастыря. А за что? Потому что попали в разряд «врагов народа». Не стали бы они святыми, если бы не было предателей, гонителей, мучителей и палачей. Эти подвижники благочестия претерпевали не только голод и холод, но даже издевательства, биения, пытки и смерть. И многие относились к этому злу, как к испытанию веры. Вера давала силы духа свидетельствовать о Христе и «пострадать даже до крови». Хотя были и те, кто отрекались от Христа. Все зависит от устроения нашего сердца. Если в сердце любовь ко Христу, то «ничто не может разлучить нас от любви Божьей: ни высота, ни глубина, ни раны, ни темницы, ни смерть». За исповедание Христа, Бог посылает душе Духа Утешителя, который наставляет всякого человека на всякую Истину. Если человек живет по духу, духом он и ходит, по слову ап. Павла. А человек, живущий по плоти, враждует с духом. Ведь невозможно работать двум господам, одного возлюбит, о другом начнет не радеть. А если в сердце нет любви, в нем обитает страх по плоти. Человек боится заразиться инфекцией от больного, боится разбойников, налоговой инспекции, боится голода и природных катаклизмов, боится дурного глаза. Невозможно представить Деву Марию с Родившимся Богомладенцем, которая бы не впустила волхвов в вертеп, боясь магических сил пришедших. Нам бы всем ту любовь, которую имеет Пресвятая Богородица! С этой любовью мы бы переносили все неприятности в жизни. Люди, утратив любовь, стали не нужны друг другу. Не нужна семья, дети, родители, Родина. Муж изменяет жене, пьет, курит в общей квартире. Что делать жене? Нет любви — разведется. Жена не вкусно готовит, стареет и болеет, да еще сварливая. Что делать мужу? Нет любви — выгонит, уйдет к другой жене. Забыли, что говорит ап. Павел, что неверный муж освящается верной женой, а неверная жена освящается верным мужем. Всякое разделение идет от дьявола. И людей не надо разделять, а люди должны искать то, что их сможет объединить. Ведь даже от одного человека в обществе, живущего по заповедям Божиим может измениться мир. А в стяжании духа мирна, — прп. Серафим Саровский видел вообще цель христианской жизни, - и вокруг такого спасаются тысячи. Возле гордого человека и самый близкий человек может стать врагом, а возле смиренного и враги могут стать близкими.
— Другое дело, если человек творит подлость. К сожалению, в природе существуют и всякого рода негодяи, мерзавцы — те же игиловцы. К таковым как правильно относиться? Прощать? События на Украине показали, что некоторые считают по-христиански правильным именно такое отношение: прощать без покаяния. Мне кажется, это большой перегиб. Тогда почему бы не подружиться с самим дьяволом, раз мы такие добрые. Где кроется ошибка, подмена?
— Разделение людей на хороших и плохих происходило во все времена. Мы видим это и сегодня. Это — дискриминация личности человека. Апартеид, холокост, русофобия — все это плоды сынов неприязни, потомства каинитов. Таковых сынов неприязни мы видим и сейчас в диктаторских режимах фашистских неонацистов, бандах игиловцев. Христианам с ними не может быть ничего общего. Что общего тьмы со светом. «Не приобщайтесь к делом тьмы, паче же и обличайте» — говорит Пророк. Те войны, которые ведут служители сатаны с желанием овладеть всем миром ничего не имеют общего с той священной войной, когда христиане умирают по слову «нет большей любви, кто душу свою положит за други своя». Как и во всех войнах не обходится без жертв. Но, есть жертва любви и Истины, а есть жертва неправды и обмана. Жертва Любви основана на самоуничижении, что и есть начало всякого покаяния. А жертва обмана и лжи может ли покаяться? Может, если самоуничижит себя. Сатана этого сделать не может. Он питается кровью человеческой. Поэтому кровь христианская льется рекой. Христианин дает кровь, а принимает Дух. Дьявольский дух рыщет, чтобы пролить кровь. Это Иродово отродье. Это вражда с Богом. Плоть враждует с духом. Ап. Павел называет плодами по плоти прелюбодеяние, блуд, нечистоту, непотребство, идолослужение, волшебство, вражду, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Все плоды заражены змеиным угрызением и посылаются в сердце неопытно духовного человека лестью и обманом искусителя. Как к этому относиться? Так же как относимся к антихристу. Если, мы христиане, то должны жить по Христу и творить дела по Его духу, которые есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Преп. Серафим Саровский так говорил: «Пусть говорят, что мы плохие, а мы будем стараться делать хорошо». И за то, что человецы мира сего ненавидит христиан, поносят и «рекут всяк зол глагол имени Моего ради», Господь обещает радость и блаженство на небесах. Прощать ли злодея? Прощать христианам нужно всех. Христос ведь простил обманутых воинов, терзавших Его на Кресте. «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». И в таком смирении и есть победа над дьяволом. Примириться в самом себе со Христом не может иметь единства мира с дьяволом. Кто идет на договор с дьяволом, творит дела противные Духу.
— Вот мы с Вами и подошли к главному: что следует прощать, а что ни в коем разе нельзя прощать? На что следует обращать внимание в конфликтной ситуации, а на что, наоборот, грешно обращать внимание?
— На этот вопрос хорошо ответить словами прп. Серафима Саровского: "осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай". Человек, прежде всего, есть образ и подобие Бога, как бы он не был склонен к грехопадению. Нельзя забывать и том, что первым наследовал рай благоразумный разбойник при Кресте Господнем. Милость Божья безгранична для тех, кто ищет Его.
Нужно быть снисходительным к человеку, страдающему страстью блуда, но не поддерживать те законы, которые дают возможность расползаться по всему миру, такие как проституция, легализация однополых браков, то, что является мерзостью перед Богом, а теперь возводится в рамки приличия. Можно любить человека, страдающего зависимостью от пьянства или наркотиков, но отвергнуть тех, кто распространяет это зло на планете. Нужно уважать человека, работающего на вредном предприятии, но не поддерживать руководство, нарушающее закон об экологии внешней среды. Мир стоит на грани самоуничтожения. От желания увеличить прибыль на производстве, гибнет природа, страдают животные, пересыхают реки. Так не может быть до бесконечности.
Если произошла конфликтная ситуация, следует обращать внимание, прежде всего на то, как бы нам не потерять мир с Богом. Ведь благодать Божью легко потерять за осуждение. Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать. Уклоняться от зла и творить благо советует Пророк Давид. Соучастие в беззаконии даже, если мы не знаем, что делаем зло, не освобождает нас от ответственности перед законом. А судить предвзято нам Господь не велит.
— В чем критерий подлинности нашего восприятия неприятности? Как понять: я придумал её себе или со мной действительно что-то нехорошее происходит?
— Подлинное восприятие мира может быть у человека с установившейся личностью, который живет в гармонии с окружающим миром. Поскольку этот мир неустроен, то и неприятности эти имеют временный характер. Если сегодня имеет место быть неприятности, завтра может все измениться к лучшему. Все течет, все изменяется. Любая неприятность есть следствие духовной поврежденности человека, как и того, кто ее воспринимает, так и того, от кого она исходит. И здесь есть различие в духовной значимости, как первого, так и второго. Господь заповедал, что подобает быть соблазнам в мире, но горе тому, через которого этот соблазн приходит. Ведь от многих неприятностей, которые случаются с нами по Божьему промыслу, впоследствии мы оцениваем как факт, способствовавший для блага. Например, человек лишился чего-нибудь, для того, чтобы получить духовную ценность намного ценнее материальных благ. Господь отнимает серебро, для того, чтобы дать золото. Или у семьи от пожара сгорает дом, и люди помогают всем миром отстроить новый дом, еще более лучший прежнего. Есть в народе поговорка: «не было бы счастья, да несчастье помогло». Многие юродивые нарочно приводили даже знатных людей через насмешку, колкость, ругательство к осознанию своих неправдивых поступков. У старца Павла Груздева некоторые даже просили побить их по больному месту, чтобы избавиться от недуга. Правило: клин клином вышибают срабатывает там, где есть обращение за помощью Бога. Врач не поможет больному, не причинив горе страданий. Мать и отец, испытывая огорчения заблудшего сына или дочери, могут остановить грех наказанием по любви к своему чаду. Таковы неприятности имеют место быть. Их промысел известен лишь Богу, и человеку трудно порой узнать их предназначение. Лично переживаемые страдания и горе мы принимает как должное от посылаемого Бога, ибо «от Меня это было». Другое дело, если неприятности исходят от нас, где мы являемся проводниками зла, причиняем страдания другим, оскорбление ближних греховными поступками, несправедливое отношение к слабым старикам, детям, животным. Старец Павел Груздев говорил: «не бойся сильного грозы, а бойся слабого слезы». И даже, если страдания были причинены не нами, а другими, а мы остались в стороне и не проявили никакого соучастия в оказании помощи, грех лежит на нас. Поэтому, ту неприятность, которая направлена лично нам — терпи, а за ближнего, терпящего неприятности — душу свою положи.
Самый лучший критерий подлинности переживаний неприятности – это наша совесть. Всякая неприятность неразрывна с природой греха и является следствием греха. Если совесть обличает нас, значит, на сердце лежит грех. Грех чинит неприятности, как самому себе, так и окружающим. Истинное покаяние освобождает нас от греха, возвращает дух смирения, всепрощения и радости духовной. Жизнь с Богом, которая вводит нас в вечность и есть подлинная жизнь. Печаль, болезни и горе как результат неустроенности мира подвержены времени. Они не причастны Божественной природе Христа. Сын Божий, все грехи мира взял на себя и как «Вождь нашего спасения совершил через страдания». Путь достижения блаженной жизни мы увидели в неприятии Христа соблазнов этого мира в 40-дневном пребывании в пустыни в молитве и посте, в подчинении плоти Божественному Духу. Каждый христианин должен отвергнуть себя и те неприятности, которые несут ему неустроенность мира, обратить во благо вместе с Христом.
Беседовала Светлана Коппел-Ковтун