Равнодушие к Богу — страшная беда для человека, потому что он не внемлет вопиющему в нём самом, как в пустыне, гласу Предтечи. Ему нет дела до путей Господних: прямы ли они, кривы ли. Проходят столетия, уходят и приходят поколения людей, но мир, лежащий во зле, остаётся жаждущей, ненасытной пустыней, которая не догадывается о том чего или, вернее, Кого жаждет. Пустыня — глуха к зовам подлинной жизни и потому остаётся пустыней.
«Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветёт как нарцисс» (Ис. 35:1) — так пророчествовал Исайя, живший почти за 800 лет до Рождества Христова. И вот прошло более 2000 лет после, и пустыня мира, отодвинутая, придержанная на время, вознамерилась умертвить расцвётший на её месте «нарцисс». Быть может потому, что расцвёл именно нарцисс1?
Самолюбование человека и человечества стремительной ракетой нацелилось в будущее. Вряд ли когда в истории было сопротивление выпрямлению путей такой силы и концентрации, как сегодня. Ибо тотального, намеренного, технологичного искривления путей человечества, которое осуществляется ныне, не могло быть. В глобальном мире и зло глобально. Добро же раздробили и продолжают дробить «нарциссы», забывая, что добро таковым является только тогда, когда имеет в виду Целое (всеобщее). Как тухла манна небесная, припрятанная про запас из корыстных соображений, так «тухнет» и человеческое «добро», растущее на самости.
Что же такое выпрямление путей Господних? Это наше движение навстречу Спасителю. Он идёт к нам, а мы должны идти к Нему: не потому, что можем прийти сами, а потому, что должны истощать своего ветхого человека в движении к новому Адаму Христу.
В обычае у древневосточных правителей было посылать впереди себя гонцов, подготавливающих для них пути.«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Ис. 40:3–4).
Этот образ, видимо, взят в качестве наглядного и всем понятного. В духовно-нравственном смысле призыв «сделать прямым» путь для Господа — это призыв, «чтобы мы делали для Бога прямыми пути и стези в сердцах наших, и наполнялись добродетелями, и принижались смирением, чтобы кривое мы изменяли в прямое, жестокое превращали в нежное, и таким образом делались достойными видеть славу Господню и спасение Божие» (Блаженный Иероним2).
О чем проповедовал вопиющий в Иудейской пустыне Предтеча, называемый ангелом (потому и на иконах его часто изображают с крыльями)? Он призывал к покаянию, к перемене ума. «Покаяние заключается в том, чтобы обернуться к Богу лицом». Не формально, а реально, на самом деле — истинно и в истине. Потому на исповеди «прощается не просто то, что ты рассказал, а то, перед чем ты содрогнулся душой, что тебя обдало ужасом» (митрополит Сурожский Антоний3). Ужасно в нас всё, что мешает Богообщению, что отрывает нас от Него, мешает течь в наших сердцах нескончаемому потоку Божественной любви. Грех превращает человека в тромб. Грех — это короткое замыкание в электрической цепи: замыкание на себе и своём; это присвоение себе вместо передачи другим. Грех — это равнодушие и мёртвость, грех — это смерть в нас.
Господь движется в нас от сердца к сердцу, Ему необходимы наши сердца в качестве дорог. И вот эти сердца, окаменевшие от грехов и злобы, надо омывать слезами покаяния. Но не только.
«Господь сталкивает нас с людьми не напрасно, — учит монах Симеон Афонский. — Мы вот все относимся к людям, встречающимся с нами в жизни, равнодушно, без внимания, а между тем Господь приводит к тебе человека, чтобы ты дал ему, чего у него нет». «Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся», милосердие, милостыня — кратчайший путь к обретению в сердце Бога любви.
Но есть внутри нас и кривизны, которые выправляет в нас Сам Господь, если мы с верою следуем Его призыву. Он, как заправский костоправ, вправляет нам вывихи, ломает неправильно сросшиеся кости с тем чтобы сложить их правильно. Зачастую выправление кривизн — это путь смиренного терпения посылаемых Богом испытаний и скорбей. Проходя их без ропота, мы выравниваем свои пути для Господа.
Есть и сознательное, действенное, а не страдательное, выравнивание себя — посредством дел любви, посредством исполнения заповедей не для кичения своей праведностью (которой нет и быть не может), а из любви к Богу и ближнему. Если я жаден, и знаю об этом, буду принуждать себя к щедрости, если я сластолюбив, и знаю об этом, буду принуждать себя к постничеству, и так далее, в том же духе. Подобные действия — лишь инструмент и метод. Они помогают нам выровнять своё сердце, делая его как можно более прямым путём для Господа. Ведь порой Ему приходится блуждать в лабиринтах нашей души, не имея возможности подойти к сердцу.
С момента воплощения в теле человеческом Господь стал как один из нас. Претерпев множество страданий и смирив своё человеческое даже до смерти, Христос воскрес, чтобы и мы воскресли. Он вознёсся к Отцу, чтобы и нас вознести к Отцу и Творцу нашему. Воцарившись в сердце нашем, Христос преображает внутреннего человека настолько, что уже, как говорит ап. Павел, «не я живу, но Христос во мне». Такое случается, когда Спаситель приходит в душу, пройдя множественными внутренними путями. И чем прямее мы сделаем наши пути для Него, тем скорее случится чудо приобщения к Нему.
Сегодня мы должны спешить как никогда ранее, ибо нездоровое общество провоцирует в нас всё новые кривизны. И если мы будем следовать не зову Христа, а социальному образцу, который нам предлагается взять за норму сильными мира сего (это не только гей-пропаганда и диктатура секс-меньшинств, не только беспредел ювенальной юстиции как таковой, но и навязанный обществу, как единственная правда о человеке, торгашеский подход ко всему, отказ от человечности и здравого смысла в пользу юридизма и цинизма, безграничное право сильного, и многое другое), мы будем искривлять пути Господу вопреки призыву Предтечи. И страшно даже подумать, что случится с нами: каждым в отдельности и всем человечеством вместе взятым.
Искривление внутренних путей вместо выпрямления их — тенденция времени, которую надо осознать и осмыслить, чтобы преодолеть.
Примечания:
1 В древнегреческой мифологии Нарцисс — прекрасный юноша, который отверг любовь нимфы Эхо, и в наказание за был обречён влюбиться в собственное отражение в озере. Он и умер от этой любви. От его имени произошёл термин нарциссизм — черта характера, заключающаяся в исключительной самовлюблённости.
2 Творения Блаженного Иеронима, ч. 8. Киев, 1882 г., с. 141.
3 Митрополит Антоний (Блум). Быть христианином