СВЕТЛАНА КОППЕЛ-КОВТУН
У времени постправды, постполитики, постмедицины, постхристианства, постистины, постчеловека есть библейское имя - время отделения овец от козлищ. Когда правду устанавливают не извне, а изнутри, когда вовне всё ложь, и давно знакомые истины подменены (сначала выхолощены, уплощены, а потом подменены симулякрами), ваш выбор, сделанный в таких условиях, говорит о вас правду. Нельзя подстроиться под правду - нет такой возможности. Кто не носит правду в себе, тот уже не сможет сориентироваться и отличить правду от лжи.
* * *
Виноват ли человек, что обманывается? С одной стороны, каждый из нас — лишь белка в своём колесе: мало кто в состоянии осматриваться по сторонам, анализировать и, главное, успевать за текущими событиями. Нечеловекомерное время невероятно скоростное, обычное человеческое осознание, которое и так во все времена было хромым, теперь сильно отстаёт, а потому живёт позавчерашними представлениями. То есть, реакции на всё происходящее здесь и сейчас ошибочны уже потому, что происходит совсем не то, что кажется большинству. Чтобы видеть настоящее, надо жить как бы немножко в завтра и смотреть из завтра — понимать куда идём, видеть, наблюдать, осмыслять запущенные в обществе системные процессы. Даже из сегодняшнего дня нельзя дать верный анализ, а уж из вчерашнего и позавчерашнего даже пытаться бессмысленно. Тем не менее, все это делают, думая, что понимают, что делают.
Христово «Не ведают, что творят», — носится эхом в голове. Но тогда нет и вины? Это не совсем так. Человек, который не помнит своих границ, виновен несмирением — в нём распускается буйным цветом гордыня, которая лежит в основе всех техник искривления сознания. Манипуляторы портят человека, хватая его за самость и волоча, как добычу до самого места отступления от Христа.
Как-то мы беседовали с подругой, сидя в помещении с потолком в квадратах, когда она спросила «Что такое самость?».
— Вот, — говорю, — один квадратик на потолке — это ты или я и наша ограниченная самость. Христос в нас — это все квадратики вместе взятые. Самостный человек принимает свой квадратик за целый потолок.
— Но разве может человек объять необъятное, т. е. весь потолок? — спросила подруга.
— Сам по себе не может, — отвечаю, — но Христос в нас именно это и делает. Во Христе мы можем знать всё — если есть в том бытийная нужда. Не ради любопытства, а ради исполнения заповедей Христовых, мы мгновенно можем получить любое знание, которое за предлами нашего маленького квадратика. Это и означает быть духовным человеком — т. е. приобщённым к Целому. Потому и сказано, что духовный может судить обо всём, а душевный о духовном судить не может — ему духовное кажется безумием. И разве это странно? Духовное — это происходящее за пределами моего маленького квадратика по имени самость. Духовное — это целый потолок, его надо включить в себе, чтобы понимать духовно процессы наших дней, в том числе технологии, устроенные по духовным, а не душевным лекалам. Отсюда все судящие о них душевно, заблуждаются.
* * *
Блж. Августин говорит: «Я не боюсь никаких возражений относительно этих истин со стороны академиков, которые могли бы сказать: „А что если ты обманываешься?“ Если я обманываюсь, то уже поэтому существую. Ибо кто не существует, тот не может, конечно, и обманываться: я, следовательно, существую, если обманываюсь». Августин словно предощущает наше время — время постправды, напоминая о том, что перестали понимать о себе современные люди. Я существую, следовательно ошибаюсь, — стоит сказать себе каждому из нас. Ошибка — одна из составляющих человеческой природы, об этом хорошо помнят архитекторы нового дивного мира. Именно поэтому, возможно, на страже порядка постчеловеческого мира будет стоять нечто нечеловечски точное (ИИ), беспристрастно судящее за малейшую ошибку. По духу это похоже на изнурительные концлагерные работы под классическую музыку.
* * *
Неполнота рая и неполнота ада (несовершенное добро и несовершенное зло) — обычному современному человеку различить их непросто. Большинство, к сожалению, склонно фантазировать в пользу рая — пока не наступит полнота ада, такая возможность существует. Видеть реальность какой она есть — задача непростая.
Однако неполнота ада и неполнота рая кардинально различаются направлением движения. Наблюдая повсеместный рост бесчеловечности, которая пока ещё неабсолютна, от которой ещё можно как-то укрыться, не надо думать, что живёшь в человечности. Обычная человечность всегда ищет потерянный рай. Но не постчеловечность.
Если человека радикальными мерами толкают в сторону постчеловека, превращая его в симулякр себя самого, это происходит только в случае направления движения в сторону от человека, против человека — т.е. в ад. Потому не стоит себя уговаривать видеть в событиях действительности нечто иное, не такое ужасающее, чем то, что уже очевидно. Иначе получится, как в афоризме Лескова: «Кто ждет себе ни за что ни про что радостей, тот дождется за то всяких гадостей».
Да, человечество преодолевало различные вызовы, но для этого их надо наблюдать и противостоять им. Само собой ничто не преодолевается. Так что лень свою, в том числе духовную, не стоит рядить в одежды благочестия.
«„Зверство“ и „дикость“ растут и смелеют, а люди с незлыми сердцами совершенно бездеятельны до ничтожества», - сетует Лесков в одном из писем. Эти его слова по-прежнему актуальны. Почему так происходит? Потому что для злой воли есть духовный помощник - сатана, порабощающий волю, заманивающий в ловушки обманом. А для добра помощника надо выбирать самому - сердцем (надо быть активным, а не пассивным для этого) и тогда Христос в нас будет действующим. Но это сложнее, чем просто любоваться собой и своей верой. Пассивное состояние злых творит зло, а пассивное состояние добрых ничего не творит. В итоге злые творят больше и потому побеждают.
Злодеи движимы самостью, а добрые могут быть движимы только Христом. Неполнота добра незлых людей - ленива, ибо вне Христа бездеятельна. Надо быть во Христе постоянно, актуализировать Его в себе надо постоянно, только в таком случае жизнь во Христе будет не мнимой, а действенной - созидающей добрый мир.
* * *
Несовершенство человека и низость также не стоит путать, они тоже различаются направлением устремлений — как неполнота рая и неполнота ада. Так называемые оптимисты сегодня грешат именно этим. Надо стремиться к тому, чтобы быть реалистом — это и есть христианский взгляд на вещи. Кроме того важно различать явления личного несовершенства и системное расчеловечивание. Утратив социальное здравомыслие, многие заблуждаются, принимая негативные системные явления за частный случай, и, наоборот, частные позитивные моменты — за нечто системное, общее, само собой разумеющееся.
* * *
Как верно говорит Андрей Баумейстер: «Мы живём в ситуации, когда реальность утеряна. Мне кажется, что она утеряна намерено. XXI век — это вообще исчезновение реальности как таковой. Реальность никого не интересует. И действуют факторы разного уровня пропаганды».
Вопрос: Разделились реальность и действительность. Реальность — то, что мы считаем реальным. Она никуда не делась — представлена многочисленными словами, формулами и образами. Действительность — то, что действует независимо от наших мыслей и представлений. Она остается за пределами реальности, только по каплям просачиваясь в нее. Но реальности тоже действуют, меняя человеческие представления о действительности и изменяя поведение людей. Иными словами — фактическое испорчено виртуальным — откомментированными образами.
Мой ответ: Думаю, точнее говорить о том, что фактическое включает в себя и фактическое-виртуальное, и последнее подвержено подменам — причём бесконечным. Именно на этом уровне и осуществляют своё негативное воздействие технологии рачеловечивания.
Вопрос: Термин "фактическое" лишний, так как включает в себя "осмысливание" наблюдаемого, что есть путь к мифу или просто к ошибке смешивания желаемого и действительного.
Мой ответ: Не лишний, он показывает какое именно виртуальное имеется в виду — то, которое напрямую соотнесено с фактическим. Виртуального в нас много, всё наше реальное вытекает из реального виртуального. Виртуальность не противоположна реальности, наоборот, реальность включает в себя виртуальность — это основа всех алгоритмов технологии подмен. Подмена истинной виртуальности ложной приводит к изменениям реальности. Программное обеспечение человечества — теперь там полно вирусов. Чтобы система не сбоила, их надо выявлять и обезвреживать, но идёт обратный процесс — всё большее заполнение ПО вирусами. Так происходит искажение Образа Христова в человеке. Потому человек теперь промахивается куда больше прежнего — тотально: чем больше усердствует, тем дальше оказывается от Истины.
* * *
Жизнь — это противостояние аду, если противостояния нет, побеждает ад.
* * *
Мы падаем в Бога, если не падаем в дьявола (об этом юродство). И если падаем в Бога, то не упадём: падать в Бога — это лететь, а не падать. Но, чтобы падать в Бога, надо жить в правильном направлении — а оно обретается усилием.
Люди падают
по-разному:
кто-то вниз,
кто-то вглубь,
кто-то ввысь.
08/07/2011*
* * *
Технологическое повреждение душевности оставляет для верующих открытым путь спасения методом юродства — отбрасыванием повреждённого человеческого и впадением в Бога — в случае правильно направленной жизни (а для этого, как минимум, нужно носить в себе неповреждённым технологиями Образ Христов).
* * *
Когда умный рассуждает, тогда глупый осуждает. Это не просто разный поведенческий алгоритм, он осуществляется на разных этажах человечности. Потому, когда глупый наблюдает рассуждение о вопросах, которые его задевают, он видит и понимает его как осуждение — не имея способности рассуждать, он ничего другого и не может видеть. Рассуждение — дар другого бытийного этажа, которого глупый не достиг. Самомнение — причина глупости. Мышление осуществляется как акт выхода за пределы самомнения (выход из самомнения через вход в Мышление, пока не вошёл в Мышление мыслить по-настоящему невозможно).
Слыша о любом акте, осуществляемом в Мышлении, глупый трактует его из своего опыта, в котором мышление как таковое отсутствует. И он не может предположить каково то, чего он не знает и отсутствие чего не замечает, не чувствует и не понимает. Отсутствие опыта незаметно для человека. Оно может существовать как нехватка и быть осознанным как отсутствие чего-то необходимого только в случае дара к обретению этого опыта (наличие жажды). Жажда обрести — это предзнание, предчувствие того, что следует осуществить. Умным отчасти делает уже само присутствие правильной, спасительной жажды — когда человек желает того, что вполне осуществит его как человеческую личность.
Глупый не понимает, что рассуждение умного — не есть осуждение глупого, даже, когда в нём звучит осуждение предосудительных вещей. Осуждение в рамках Мышления — это тоже рассуждение, а не осуждение, т.е. в нём совершенно отсутствует агрессия по отношению к другому. Агрессия по отношению к другому и мышление — несовместимы, наличие агрессии неизбежно приводит к выпадению из Мышления.
Возможно ли другое мышление — ненастоящее? Конечно. Его, как правило, и принимают за мышление.
* * *
Суждение без рассуждения — базовый поведенческий алгоритм недалекого человека.
На примере реального разговора:
— Мы не имеем права осуждать...
— Вы путаете рассуждение с осуждением. У философов есть такое понятие «слипание смыслов», когда человек не различает смыслы, как дальтоник не различает цвета.
— Философы — бестолковые болтуны, я их не понимаю.
— Но вы много чего не понимаете, например высшую математику, квантовую физику (даже сам термин вы, наверняка, не понимаете) или испанский язык! Разве ваше непонимание — причина что-то отрицать или считать глупым?
— Надо спасаться во Христе, а не судить мир.
— Вы путаете рассуждение с осуждением. Но сами как раз осуждаете то, чего не понимаете.
— Я ничего не осуждаю, я просто не понимаю.
— И своё непонимание считаете критерием истинности?
Самое поразительное, что такой немыслящий человек мнит себя живущим во Христе, т.е. лучшим, чем другие — в его понимании. На каком основании? А ему нет дела до оснований, он их не понимает.
Безосновательность суждений — бич нашего времени.
* * *
Самомнение человека бездонно, как и глупость. Собственно самомнение и есть глупость.
* * *
Смотреть и подсматривать — разное. Любители подсматривать не способны смотреть и видеть.
* * *
Погружение в стихию сплетен это всегда отказ от способности видеть по-настоящему и понимать. Отсюда технологический приём погружения массового человека в сплетни — это изымание его из пространства, где могло бы случиться мышление (видение и понимание).
* * *
В постчеловеческое время только человеческих усилий, чтобы оставаться человеком (обычным заурядным человеком), недостаточно, потому человека выдавливают из человека, как прежде выдавливали «раба» (вспомним чеховское «по капле выдавливать из себя раба»), преступника (того, кто поступает дурно, ошибочно, не в соответствии с природой человека и человеческого общества) и пр. — таковы установки постчеловеческого общества. Курс — на грамотное, технически обеспеченное, расчеловечивание...
* * *
В отношениях человека и Бога быть может самое прекрасное, но мало понимаемое то, что Бог не требует от нас праведности, Он наделяет ею, одаривает — даёт, а не требует предъявить. Требуется от человека только одно — сердечное (т.е. бытийно востребованное, а не умно придуманное) желание принять в себя Бога, а значит и праведность, которая всегда в Нём и от Него (т.е. не от человека — для человека).
* * *
Анна Шафран рассказывает: «У американских компаний, связанных с разработкой искусственного интеллекта (они, конечно же, работают не в большинстве своём, а в принципе всегда в сотрудничестве с вооружёнными силами и Пентагоном), так вот патенты на программы, которые не только отслеживают эмоциональное состояние людей, но и моделирует его, существуют уже давно. Более того, недавно в журнале Национальной академии наук США, в ноябре 2020 года, было опубликовано исследование относительно такой программы. О чём говорится в этом исследовании? О том, что программы, отслеживающие эмоциональное состояние человека, способны задавать ему некоторые траектории мыслительные, и на текущий момент эффективность этих траекторий составляет 70%. Причём действуют они таким образом, что человек, принимая решение, полностью считает, что это его личное, добровольное решение, а не решение какой-то хитрой машины, которое она ему подсказала.То есть, разработки искусственного интеллекта в этом направлении на текущий момент уже довольно серьёзные».
* * *
«Разум — хороший слуга, но плохой хозяин».
Эта пословица очень подходит для нашего времени в качестве вразумления, потому что мы входим в историческое время, когда хозяином становится разум (настроенный против сердца - он же Антихрист). И он окажется совершенно безумным хозяином. Это уже очевидно всякому, кто пока ещё разумен.
* * *
Интуитивно понятное прежде, в до постчеловеческое время, в новых условиях социального бытования, устроенного под ИИ и против человека, как правило, неверно.
* * *
Новый взгляд на старые стихи.
Представим вместо собаки ИИ — ни малейшая человечность не просочится, абсолютная бесчеловечность гарантирована.
Я эту собаку запомнил, как человека...
Случилось такое в сорок четвёртом. Зимой.
Игрался спектакль "Охота XX века"
Перед шеренгой, застывшей от страха, немой.
У коменданта была привязанность к догам.
И был экземпляр — казался слоном среди всех.
Даже эсэсовцы боялись верзилу-дога,
И вот этот зверь шагнул величаво на снег.
И вывели жертву...
Стоял мальчишка продрогнув.
Куда тут бежать? Он давно ослабел.
Комендант наклонился, подал команду догу,
И тот в два прыжка расстояние преодолел,
Обнюхав смертника, прошёлся спокойно рядом.
Был он великолепен в размашистом, лёгком шагу!
Вернулся дог к коменданту и честным собачьим взглядом
Сказал человеку пёс:
"Ребёнок ведь — не могу..."
Лагфюрер пожал плечами; ему-то разницы нету.
Раскрыл кобуру у пряжки с надписью "С нами Бог"
Но, едва сверкнула воронёная сталь пистолета,
В эсэсовское горло впился красавец дог!
...Дога четвертовали, пустив под лопасти шнека...
Я вряд ли теперь найду в Сан-Пельтене свой барак...
Но эту собаку я вспоминаю, как человека,
Единственного человека среди фашистских собак.
Э.Асадов
* * *
Литургия — главное таинство мира. Суть её — удерживание себя во Христе (вертикальное стояние личности — по Мамардашвили), удерживание себя в состоянии, в котором можно общаться с Богом и друг с другом во Христе. Но литургия не ограничивается границами храма и церковной службы. Её смысл не в том, чтобы стоять столбиком в храме, думая, что это и есть дело спасения себя и мира. Вопрос в том, КТО стоит и ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ? Если стоит человек, занятый удовлетворением своих мелких хотений, его присутствие в храме ничего по-настоящему не решает. Хранить Бога в себе — это действовать во Христе. От ленивого, бездействующего человека Христос уходит. Формальный христианин перестаёт быть реальным христианином, когда перестаёт служить благу ближних во Христе, когда перестаёт чувствовать чужую боль как свою.
Общее дело христиан — удерживать себя как сообщество во Христе и тем созидать себя как пространство Бога в мире людей. Личное пребывание во Христе — результат любви к ближним, т.е. мало в голове своей быть поклонником христианских ценностей, надо ещё и действовать в соответствии с ними. Необходимы социальные проявления жизни во Христе, направленные на других людей. Вернее сказать — социальные плоды, спасительные для других людей, неизбежное следствие живущих во Христе.
Одно дело знать что-то о Христе, другое дело знать лично Христа, жить во Христе и действовать Христом и во Христе. В этом смысле литургия выходит за рамки храма, ибо христианин и вне стен храма призван действовать во Христе, именно для этого надо удерживать себя во Христе, а не для того, чтобы думать о себе как о правильном, лучшем, чем другие, человеке. Спасающийся — это всегда и спасающий. Человеческая жизнь — нескончаемая литургия, творимая Христа ради. Христа ради в себе и в ближних, ибо Христа только для себя не существует.
* * *
Каким бывает прекрасный социальный человек мы уже видели — говорят, эксперимент не удался. Теперь посмотрим каким бывает ужасный социальный человек. Этот эксперимент будет более удачным, потому что от человека не требует подвига — катиться с горки проще и веселее, чем подниматься на гору. Пощупали свой природный «потолок», пощупаем и «днище».
Речь именно о социальном человеке, т.е. о нашей общей человечности как природе. Укоренившийся в головах индивидуализм попортил даже религиозных людей, и они забыли, что Христос не во мне, а в нас — один на всех.
Человек раньше тёк вверх — это и делало его человеком, теперь его течение направляют вниз — это превратит его в постчеловека. Говорят, просто устраняется вертикаль — направление горизонтальное: ни вверх, ни вниз, но это неправда. Уже хотя бы потому, что само устранение вертикали расчеловечивает. Расчеловеченные человеки это не могут пронаблюдать — им кажется, что всё в порядке. Так же как фашизм принимали за норму, за спасение даже, это ведь было совсем недавно. И будет снова, судя по всему.
Прекрасный и ужасный социальный человек — это плоды Христа в нас и Антихриста в нас.
Роль личности? Прекрасный социальный человек стремился стать личностью. Ужасный социальный человек будет лишён такой возможности — физически.
* * *
Человеческое достоинство превыше формальностей**. Как случилось, что люди забыли об этом? И не просто с лёгкостью, но и с радостью забыли. В этом корень разгулявшейся повсеместно бесчеловечности. Неужели так мало дорога нам человечность вообще, а не только по отношению к себе и своим?
* * *
Что такое Полночь? Накануне рассвета Второго Пришествия свет в нас погаснет совсем — его потушат устроители нового дивного мира. Хула на Духа (Мф. 12:31) — это выбор противного Ему в Его присутствии, и это то, что они сотворят с человечеством, которое по замыслу Творца развивается в сторону разлитого в сердцах Солнца.
Это будет похоже на перекрытие канала связи, потока. Связь между Богом и человеком снова прервут со стороны человека (со стороны Бога её прервать не смогут, но принимающая сторона, т.е. человек, будет не в состоянии принимать по техническим причинам). И Дух, вероятно, в итоге прорвётся и прервёт это безобразие — это и будет Второе пришествие Христово.
Если бы Христос в нас не перестал течь, то не было бы Второго Пришествия — длилось бы первое.
___
* Стихи автора;
** Не только моё собственное, но и достоинство другого.
Дневники. 17-18 февраля 2020, 29 марта, 20, 21, 22, 24, 27, 30 июня 2021
Сайт Светланы Анатольевны Коппел-Ковтун