Сергей Львович Худиев
Приближается международный женский день, и в семье, и на работе, женщин принято поздравлять, дарить цветы и подарки. Мы, православные люди, оказываемся перед необходимостью как-то реагировать - с учетом того, что принципиальное забывание это тоже реакция. Некоторые полагают, что этот день следует игнорировать, или даже активно выступать против его празднования - потому что он ассоциируется с большевизмом, воинствующим феминизмом и прочим нечестием.
Конечно, по своему происхождению 8 марта - советский праздник, порождение идеологии, принципиально враждебной Церкви, а у его основания стояли люди, не просто далекие от благочестия, но и активно ему противостоявшие. Но река истории извивается весьма прихотливо - и уже в позднем СССР, который многие из нас застали, он воспринимался не как праздник борьбы за идеалы раннего большевизма, не к ночи будь они помянуты, и не как день борьбы против "патриархальной" семьи, а практически наоборот - как "мамин праздник", день, в который школьникам надлежало выражать почтение, любовь и сердечную благодарность к своим матерям.
При этом подчеркивалась святость материнского призвания, глубочайшее уважение, с которым как дети (маленькие или выросшие), так и общество в целом должны относиться к трудам и жертвам, которые поднимают матери, чтобы выносить, выкормить и воспитать детей. Так, чудесным и удивительным образом, праздник, первоначально изобретенный мятежниками и разрушителями всякого доброго и естественного порядка - и семьи в частности - совершил полный разворот и превратился в праздник хотя и не христианский, но вполне консервативный и нравственно здоровый, утверждающий любовь к семье и почтение к матери.
Похожие вещи иногда происходят в истории - например, обычай украшать дерево на зимнее солнцестояние, некогда языческий, со временем стал частью празднования Рождества Христова, и приобрел характер прославления Воплощения Спасителя, и люди стали украшать рождественские елки именно в честь Иисуса Христа, сначала в германском мире, а потом этот добрый обычай был воспринят и в России.
После революции он воспринимался уже как настолько несомненно рождественский, что елку - именно как связанную с исповеданием православной веры - искореняли большевики, а в наше время с рождественскими елками упорно борются адепты политкорректности - как с символами христианской веры.
Поэтому, хотя праздник 8 марта изначально был учрежден людьми, с которыми мы мировоззренчески не можем иметь ничего общего - да и они с нами не захотят - это не значит, что мы должны признавать за ним именно его первоначальный идеологический смысл. На самом деле, этот смысл давно утрачен, и мужчины, поздравляющие своих матерей, жен, сестер или сотрудниц, меньше всего думают о мировой революции или разрушении патриархальной семьи. Напротив, в текущей идеологической атмосфере он приобретает почти консервативный характер - как крепость, некогда выстроенная врагами, может быть занята нашим гарнизоном. Праздник женственности, когда мы поздравляем наших родственниц и сотрудниц с тем, что они женщины, и похожи на женщин, и ведут себя, как женщины, когда мы, со своей стороны ведем себя как мужчины, в наши дни превращается, в осознанную или нет, демонстрацию того, что прогрессивные силы с ненавистью называют "гетеронормативизмом".
Он становится утверждением представлений, которые были само собой разумеющимися для всего человеческого рода, и которые теперь яростно отвергается во имя новых, прогрессивных теорий о гендере. Поздравляя женщин (и только женщин) с 8 марта, мужчины еще раз подтверждают, что исходят из ряда простых истин. Человеческий род состоит из мужчин и женщин. Между мужчинами и женщинами существуют глубокие природные различия. Поведение, которое ожидается от представителей разных полов, отличается. Женщины обладают уникальными достоинствами, которых нет у мужчин.
Все это - решительный вызов той идеологии, идеал которой - нечто неопределенного пола, запутавшееся (или, вернее, запутанное своими идейными наставниками) в своих ориентациях и идентичностях. Такова ирония истории - или, вернее, такова премудрость промысла Божия - что праздник, некогда учрежденный противниками семьи и веры, сегодня является преградой на пути у нынешнего поколения этих противников. Люди, которые его празднуют, не являются оплотом благочестия - но они, иногда просто по инерции, являются оплотом здравомыслия. По нынешним временам, уже очень много. Они стоят на том, что мужчина должен быть мужественным, а женщина - женственной, и что это хорошо, правильно, и достойно того, чтобы это праздновать. А в битве с безумными идеологиями века сего Церковь и простой человеческий здравый смысл - естественные союзники. Поэтому нет ничего неправильного в том, чтобы в этот день выразить любовь, почтение, и благодарность нашим дорогим женщинам. Впрочем, это хорошо делать в любой день - и этот день ничем не хуже всякого другого.
Все статьи
Другие статьи автора