ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ДАЙДЖЕСТ ДЛЯ ВСЕХ
Мы не рассказываем о новостях. Мы говорим о душе и ее спасении

Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви, гриф № 217 от 12. 07. 2012 г.

 
ПОЖЕРТВОВАНИЯ НА СБОРНИК:

8 963 942 96 57 
(БИЛАЙН)
410011484072751
ЮMoney (Яндекс. Деньги) 

Подробнее...


   
Сайты лучших православных СМИ
 
Видеотека
 
Православное радио
 
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Апрель 2024 (14)
Март 2024 (12)
Февраль 2024 (21)
Январь 2024 (16)
Декабрь 2023 (15)
Ноябрь 2023 (27)

Православная беседка (интервью) / Православная духовность | 21-02-2024, 13:32

Источник информации

Когда мы с Богом, Бог с нами. orthodox-newspaper.ru

Проголосовать:
голосов: 0

Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)












Как всегда, поступило много вопросов. Один из них очень серьезный и своевременный. Одна женщина пишет, что у нее сын уже больше года участвует в специальной военной операции и муж ее тоже решил пойти добровольцем. Женщина, по сути, остается одна. Она спрашивает, какие ей читать молитвы, каноны. Она сейчас молится с такими же женщинами, как она, молитвой по соглашению, но чувствует необходимость более углубленной молитвы.
– Самое главное, чтобы молитва была от души. У нас нет каких-то специальных молитв о том или о другом, чтобы одна молитва помогала от этого, а другая – от другого. Вы можете читать Псалтирь (по нескольку псалмов), акафисты Божией Матери, Спасителю, любому святому, лишь бы это было от сердца. И посильное маленькое правило, которое каждый сам для себя определил.
Вспоминается история из жизни Николая Сербского. Ему один из священников рассказывал, что в Великую Отечественную войну остался жив потому, что родная мать всю войну по средам и пятницам за него держала пост, не ела и не пила в эти дни. Нам, современным расслабленным людям, это, конечно, тяжело представить. Но вот такой вывод сделал сын о том, почему он остался жив.
Молитва матери со дна моря достанет. И, конечно, в помощь храм, богослужение, Причащение. Главное, чтобы это было постоянно. Все мы ходим под Богом. И везенье от Бога.
Хочу поделиться историей, как я был в ростовском госпитале. Иногда попадаешь первый раз в какую-то неожиданную обстановку и не знаешь, как себя вести. Если бы мне кто-то что-то подсказал в свое время, я был бы рад. Поэтому подсказываю. Мы были в госпитале с мощами святителя Николая. Кстати, не только в этом госпитале, но и в госпиталях в Волгограде, Мариуполе. В общей сложности 300–400 человек приложились к святым мощам. Только человек пять деликатно сказали, что они как бы не в теме. Все остальные знали, кто такой святитель Николай, и принимали нас с большим вдохновением.
Обстановка в госпитале, сами понимаете, непростая. Мы посетили раненых, которые находились в госпитале первые дни. Я понимал, что надо как-то разрядить обстановку. Смотрю, идет воин с большой перевязкой на плече. И он был с бородой. Я подхожу к нему и говорю: «А Вы батюшка?» – «Я? Нет». – «А я подумал, что Вы батюшка». Смотрю, он заулыбался. Понятно, что это была шутка. И потом он мне говорит: «Знаете, а меня спасла икона». Но он затруднился ответить, какая именно, и тогда я попросил показать ее. Он взял спортивную кофту, расстегнул боковой карман, достал документы, а перед документами лежала бумажная Донская икона Божией Матери. Осколочное ранение – в верхнюю часть легкого, пять сантиметров над сердцем. Он говорит, что Богородица его спасла. И он показал дырку на спортивной кофте: осколок прошел чуть выше сердца...
По преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы была в войске Дмитрия Донского на Куликовом поле.
– Нам, верующим, не так важно, какая икона. Например, когда я пошел в армию, знал, что будут обыскивать, поэтому взял с собой «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. Что интересно, потом, когда я увлекся творчеством Достоевского, узнал, что он, оказывается, перед этим образом молился. Если бы у меня была настоящая икона, ее изъяли бы, а эту, когда обнаруживали, пропускали. Это был обыкновенный черно-белый бумажный образ.
Один священник рассказывал мне такую историю. Наши разведчики рано утром перешли границу. Это было летом (может быть, в прошлом году). Засекли квадрокоптеры, обстреляли минометами. Но вдруг взрыв – и он потерял сознание. И ему видение: над ним склонились солдаты, с кем он был, и говорят: «Ты с нами или остаешься?» Он говорит: «А вы куда?» – «Мы на Небо». Он говорит: «Я остаюсь». – «Тогда пойдешь по светлячкам», – сказали они. И видение исчезло. Он очнулся уже ночью. Рядом с ним лежали все убитые товарищи. Он посмотрел на себя, понял, что ранен. И вспомнил голос: «Тогда пойдешь по светлячкам». И смотрит: один светлячок, второй, третий… Поскольку он был ранен, только под утро выбрался к своим. Потом, когда его спрашивали, как же он смог выбраться, он отвечал: «По светлячкам». – «По каким светлячкам?» И он рассказал. Это невероятно! Со всех сторон были минные поля...
Так вот, когда я был в госпитале, рассказывал эту историю, то говорил, что и у нас по жизни должны быть светлячки. Какие? Заповеди Божии. И я говорил ребятам, воинам: никакой чрезмерной, неоправданной жестокости, никакого мародерства, никакого мата (так чертей призываешь в свою жизнь). И молитва: «Господи, помилуй!» или «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Вот такая молитва, два слова. «Господи, помоги! Господи, сохрани меня и моих друзей». Люди соображают, что это не простая война, но еще и война духовная.
Святитель Филарет Московский сказал: «Для того чтобы с нами был Бог, надо, чтобы мы были с Богом». Есть русская поговорка: «Сам погибай, а товарища выручай». Суворов сказал: «Главная победа – это победа над собой». Кто победил свою трусость, подлость и страх, тот уже наполовину победил. Отвага и благородство – половина победы. Господь, вера – это для нас святой свет. Вот так мы должны жить.
Раньше, когда я ездил в госпиталь Вишневского на праздники Пасхи, Рождества, всегда испытывал некое неудобство: заходишь в палаты, поздравляешь с праздником, а в каждой палате лежат не только православные, но и мусульмане. И как-то неудобно: мусульман же тоже надо как-то поздравлять, чтобы они не были обделенными. Но теперь неудобства нет – мне помогла моя недавняя поездка в Узбекистан, где я соприкоснулся с мусульманским миром.
Расскажу историю. Я захожу в палату с мощами святителя Николая, все прикладываются, мусульманин говорит: «Мне нельзя, я мусульманин». Тогда я, обращаясь ко всем в палате, говорю: «Ребята, смотрите все на него». Все сразу напряглись, особенно мусульманин. Я говорю: «Вот с них берите пример. Я был в Ташкенте, Самарканде, там домов для престарелых нет, детских домов нет, всех детей рожают, не пьют алкоголь, родных и близких уважают. Поэтому с них берите пример». Мусульманин сразу оживился. Я его спросил: «Как тебя зовут?» Он ответил: «Амир». Говорю ему: «В этой палате назначаешься моим заместителем по трезвости, за всеми присматривай». И человек радостный, довольный. Я ему руку пожал, с праздником поздравил. И поблагодарил их всех за то, что они на передовой... Вот так я нашел общий язык. Потому что нашел положительный стержень, фундамент. Нам надо учиться друг у друга положительному.
Часто задают вопрос: за кем правда? Правда за нами. Почему? Приведу простой пример. У нас в Москве (не знаю, как в других городах) больше десяти ресторанов, которые называются «Корчма», «Тарас Бульба».
Теперь вопрос: сколько времени в Киеве просуществовал бы русский ресторан под названием «Илья Муромец»?
И часа не просуществовал бы.
– А у нас за полтора года ни один ресторан не закрылся, ни один не сожгли, никого не убили. Почему? Широка русская душа... Потому что при чем здесь название ресторана?
У нас до сих пор украинские песни поют, колядки на украинском языке.
– У нас нет жестокости, нет фашизма, нет мести по национальному признаку. Как работали эти рестораны, так и работают. Может быть, если какие-то и закрылись, то по финансовым причинам. Вот такое наблюдение. Я думаю, это срез русской души.
Следующий вопрос: «Почему без Исповеди не допускают до Причастия? Это совершенно разные таинства».
– Когда человек идет, например, к стоматологу, он обязательно чистит зубы. Когда делают какую-то операцию, даже самую простую, это место обязательно моют, очищают. Сама операция и чистота – это разные вещи, но они взаимосвязаны.
Так и здесь: все, что возможно, нужно со своей стороны сделать, чтобы подойти к Причастию с чистой душой и чистой совестью. У вас совесть чистая? Несть человек, иже не согрешит (2 Пар. 6:6), даже если жития его один день.
Поэтому у нас Причастие связано с Исповедью. Но есть особые моменты. Например, прихожане просят благословения причаститься в сочельник и на Крещение. Если человек исповедовался и хочет причаститься два дня подряд, ему не надо второй раз исповедоваться. Если кто-то причащался на Новый год и хочет причаститься на Рождество, можно причаститься с прежней Исповедью. Важно: не без Исповеди, но с прежней Исповедью! Я не думаю, что за семь дней у человека могло произойти что-то кардинальное. Но если что-то произошло – нужно исповедоваться. То есть может быть одна Исповедь и с ней несколько Причащений.
Но когда человек причащается редко, раз в месяц или по большим праздникам, то ему Исповедь просто необходима. Как мы тело готовим к операции, так готовим и душу к Причащению. «Со страхом Божиим и верою приступите». Мы слышим на Литургии: «Святая святым». Покаянную голову и меч не сечет. Никто из нас не святой, но любой покаявшийся – уже почти святой.
На этот миг, когда мы причащаемся, мы святые... Признаться, не так давно батюшка отказал в Причастии женщинам, потому что они прямо перед Чашей начали переругиваться. И батюшка им сказал: «Отойдите».
– Сказано в Писании: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5:23–24). Только так.
Всем желаю в новом году доброты, сердечности, простоты и человечности. С ними можно решить все. Чехов говорил: «Берегите в себе человека». А Пилат только одно слово сказал про Господа: «Се, Человек».
Мы все хотим стать ангелами, но нам бы стать хотя бы человеками. Человечности вам, дорогие братья и сестры, от всей души желаю в новом году, чтобы вы каждый миг своей жизни обращали на это внимание. Это должно быть стержнем отношений с людьми.
Знаете, батюшка, что меня порадовало? Атеисты смотрят нашу программу, пишут нам, задаются вопросами, мол, связываться с Православием или нет.
– Связываться. Кто-то из мудрых людей сказал, что через пять минут после смерти все поймут и узнают, как надо было жить, только для одних это будет продолжением жизни, а для других – абсолютным откровением, но будет уже поздно. Кстати, об аде кто-то сказал, что ад – это невозможность любить. То есть ты должен был при жизни выбрать Господа Иисуса Христа, любовь, Евангелие. А если вся жизнь прошла непонятно как, то на что надеяться?
Василий Великий говорил: то, что в этой жизни началось, в той только продолжится, а что в этой жизни не началось, не может продолжиться и в той. То есть жизнь духовная, жизнь с Богом, начавшаяся здесь, в этой жизни, там только продолжится. А у кого здесь не началось, то там вдруг ничего не начнется.
Поэтому атеистам, которые нас смотрят, скажу: если вдруг окажется, что там ничего нет, мы ничего не потеряем. Потому что мы старались жить по правильным законам, по заповедям, не отягощая свою совесть, помогая ближним. Старец Паисий говорил: если святому скажут, что в раю все места уже заняты, мол, зачем ты подвизаешься и стараешься жить по Евангелию, он ответит: «Я так живу ради моего любимого Господа».
Если вдруг окажется, что там всё есть, тогда атеисты потеряют всё. А если там ничего нет, то мы ничего не потеряем.
Когда Вольтер умирал от рака, к нему пришел друг, взял его за руку и сказал: «Держись, брат!» Тот посмотрел на него и сказал: «Если бы я знал, за что держаться». Мы счастливые люди: мы держимся за небо, за Христа, за Евангелие, за Церковь, друг за друга. Нам есть за что держаться и ради чего держаться.
Булат Окуджава попросил о Крещении перед самой кончиной. Наверное, приходит какое-то озарение...
– И назвали его в Крещении, по-моему, Иоанн.
Вопрос: «Подскажите, как поступить. Ребенку шесть лет, но он уже не очень хочет ходить со мной в храм по воскресеньям, не очень хочет молиться утром. Нужно ли его принуждать или лучше отстать от него? Боюсь, если буду принуждать, спровоцирую неприязнь к храму и молитве. С другой стороны, очень хочется, чтобы он был причастен к церковной жизни хотя бы немного, потому что в семье папа – атеист, а дед и бабушка – в секте».
– Нужен пример матери. Садитесь за стол и произносите: «Господи, благодарю Тебя за эту кашу, за яблочки, мандарины, которые Ты нам посылаешь ради Своей любви к нам». Ребенок это слышит. «Господи, благодарим Тебя за вкусный обед и завтрак, который Ты нам посылаешь. Будь, Господи, с нами». Ребенок будет видеть, что мать молится, мать с Богом и к Нему постоянно обращается. Ребенок увидит, как мама перед иконой молится: «Господи, помоги моему сыночку быть добрым и мне дай мудрости, как себя отдавать людям».
Я спросил у одной женщины, как она пришла к вере. Она сказала: «Бабушка особо не учила нас вере, но я помню, как на Рождество и на Пасху она возила нас в город. Когда я засыпала, она всегда молилась в святом углу при свете лампадки; когда мы просыпались, она тоже молилась в святом углу». Этот пример бабушки заложил какой-то фундамент, и потом она пришла к вере.
Мне рассказывали, что в Московской духовной академии был неофициальный опрос среди студентов, благодаря кому они пришли к вере. Восемьдесят процентов ответили, что благодаря общению с бабушкой...
Но в данном случае бабушка и дедушка в секте.
– Мама пусть будет примером. Мы сейчас говорим о постоянной обстановке в доме. Можно иногда посадить ребенка рядом и сказать: «Я знаю потрясающий рассказ, садись послушай». И почитать ему. В общем, надо себе вымаливать мудрости в воспитании. Где-то необходимо нажать, где-то отпустить, где-то сказать, где-то промолчать. Пускать ситуацию на самотек нельзя. Когда родители отдают ребенка на уроки английского или в музыкальную школу, его особо не спрашивают, хочет он или не хочет. Так и здесь. Большую часть времени надо вдохновлять, объяснять. Это талант – воспитание ребенка.
Вопрос: «Священник не допустил меня до Причастия, потому что я живу с молодым человеком вне брака. Почему?»
– Правильно сделал. Потому что сожительство – это блудный грех. Пока вы не регистрируете отношения, вы живете в блудном сожительстве. Сказано в Писании: блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13:4). Какое может быть Причащение?.. Сначала свою жизнь приводим в порядок, потом Причастие. И здесь совсем не важно, сколько лет вы так сожительствуете, что вы живете почти как муж и жена. Почему почти? Что вам мешает узаконить отношения? Значит, вы не доверяете друг другу, значит, до конца не разобрались. Сожительство вне брака гражданским браком не называется. Гражданский брак – это брак, зарегистрированный в органах государственной власти, когда вы объявлены мужем и женой.
В римском праве было такое понятие мужа и жены: это мужчина и женщина, которые объявили о своем союзе перед обществом. Тогда брак становился явным, потому что они об этом объявили обществу. А вы просто любовники, но любовников Церковь не причащает.
Вопрос: «Великим постом я уеду по работе в другой регион и буду жить у друзей-мусульман. Готовить специально постную еду они не будут. Можно ли есть то, что будет, даже если еда непостная?»
– Когда мы храним пост, нас хранит Бог. Я знаю людей, которые умудрялись в армии соблюдать пост, умудрялись в тюрьме соблюдать пост. У мусульман всегда есть рис. В один казан с рисом положили мясо, а в другой грибы. Мы живем в XXI веке, сейчас чего только нет... В Великий пост уже пойдет зелень, тем более в том регионе. Масло есть, картошка есть. Какая проблема самому себе готовить? В чем проблема картошку пожарить и овощи нарезать?
Я считаю, что это надуманный вопрос. Человек просто ищет предлог. Надо самому готовить еду. Если мусульмане нормальные, они, наоборот, специальную еду из уважения к тебе будут делать.
Ваши пожелания нашим зрителям.
– На горизонте Великий пост, который святые отцы называли весной души. Василий Великий говорил относительно поста: «Пост должен быть не ниже сил, но и не выше сил». Вот этот юноша заранее хочет поститься ниже сил: мол, я в гостях, я путешествующий... Кто хранит пост, того хранит Бог.
И в радости, и в горести, и даже когда стресс,
Держите под контролем мозги, язык и вес.
Великий пост как раз будет помогать контролировать свой вес, свои мозги и свой язык. Это самое главное. Бог нам дал один язык и два уха, чтобы больше слышать и меньше говорить. Знай, что сказать, когда сказать и какие из этого будут последствия. В Оптиной пустыни в музее осталась солонка, на ней надпись: «Ешь кашу с грибами, держи язык за зубами». Это надо нам всем запомнить. Молчание – золото.
Батюшка, большое спасибо за замечательные и мудрые ответы...

Записала: Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:

https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-27-01-2024;
https://tv-soyuz.ru/Tainstva-Cerkvi-Beseda-s-arhimandritom-Melhisedekom-Artyuhinym-03-02-2024

Иерей Владимир Тоготин: Христианин всегда на страже
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Иерей Владимир Тоготин: Христианин всегда на страже

 
Протоиерей Александр Трушин: Евангельские слова надо выполнять
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Протоиерей Александр Трушин: Евангельские слова надо выполнять

 
Протоиерей Геннадий Никитин: Чудеса настоящие и ложные
БЕСЕДЫ С БАТЮШКОЙ

Протоиерей Геннадий Никитин: Чудеса настоящие и ложные


 

В сюжете: Бог человек

 

Просмотров: 121
Опубликовал: Олег Рыжков

Подписка на сборник ДУША

Дорогие читатели!

Теперь, начиная с любого месяца, Вы можете подписаться на сборник ДУША через «Почту России».

Наш подписной индекс ПИ559

Подписаться можно любым, из этих трех способов:

1) На сайте «Почты России» podpiska.pochta.ru в строке поиска напишите слово «Душа», выберите наше издание и следуйте подсказкам или по прямой ссылке вы сразу найдете наше издание. https://podpiska.pochta.ru/press/ПИ559

2) Приходите в любое отделение «Почты России», назовите наш подписной индекс ПИ559 или название «Душа встреча с Господом» и оформите подписку у оператора.

 
Архив номеров
 
 
 
Сайты лучших православных СМИ
 
Библиотека
   
Метки
   
Друзья сайта
Представительства «Души»:
г. Москва, Михаил Штыкин: тел. +7 985 038 6098, mail: podpiskadusha@mail.ru
г. Санкт-Петербург. Алексей Алексеев: тел. +7 911 786 5254, mail: dysha.spb@mail.ru