Диакон Олег Рыжков
Церковь учит нас, что высшая и главная часть человека есть дух. И именно он должен стоять во главе человеческого существа и соединять человека с Богом.
Но после грехопадения человеческая плоть и ее низменные инстинкты стали управлять и господствовать над всем остальным. Разум, душа и дух стали служить плоти. Все это есть в православных учебниках.
В этих заметках поговорим о том, когда дух все-таки торжествует в человеке. И что происходит, когда дух побеждает плоть.
В 2019 году Россия и весь мир празднует 74-летие победы над фашизмом. Еще живы участники тех страшных событий. Десятки и сотни миллионов жертв. Огромные разрушения. Муки и страдания. Но эта жуткая война так же ярко, как и страшно показала как духовные силы народа в целом и каждого человека в отдельности могут побеждать самые немыслимые и жестокие пытки и напасти. Как дух может превозмогать человеческие немощи, и тогда человек способен на великие подвиги. Таких примеров та великая война показала тысячи. Наш народ победил в той жуткой бойне силой духа. И не только силой человеческого духа, но прежде всего Духом Божиим. Любой ветеран скажет, что на войне нет неверующих людей. Все становятся верующими. Потому что без глубокой и твердой веры невозможно идти на смерть и пытки. Вера переворачивает человека и возвращает в первозданное состояние, когда дух начинает стоять над плотью.
Именно тогда рождаются Александры Матросовы, Зои Космодемьянские, молодогвардейцы и многие, многие другие.
Какую бы идеологическую окраску не придавали этим подвигам, но все они были совершены человеческим духом, вставшим выше плоти.
Углубимся в историю. Римская империя. Первые века христианства. Акты мучеников (лат. Acta Martyrum). Это протоколы, которые велись на латинском языке по ходу заседаний суда специальными протоколистами-стенографами на навощенных дощечках. Их тексты дошли до настоящего времени в составе различного рода агиографических сборников, и прежде всего, в составе «мученичеств». Эти акты повествуют нам о таких чудесах человеческого духа, соединенного с силой Духа Святого, что невозможно было бы поверить, если бы это не были реальные документы Римской империи.
Любые подвиги совершаются духом. А когда человеческий дух соединяется с Духом Святым, наступает святость. В этой святости человек способен творить великие чудеса и непобедим перед страданиями и самой смертью. Об этом нам повествуют многочисленные жития святых угодников Божиих, вся история Церкви. Именно присутствие духа в человеке отличает его от животного и растительного мира и делает его способным к осознанному подвигу, а душу – бессмертной.
Но в силу нашей греховности, нашей приверженности к ублажению плоти, комфорту, лени, расслабленности, дух нужно в себе воспитывать. Чтобы стать чемпионом в каком-то виде спорта или достичь в этой жизни каких-то серьезных результатов, необходимо много потрудиться и пострадать, претерпеть некоторые скорби. Иначе ничего не добиться. Тем более необходимо трудиться, если мы желаем, чтобы наш дух соединился с Духом Божиим.
Духовная жизнь – это тоже труд. Величайший труд из всех трудов. И первый из них – молитва. Она не должна быть отделима от борьбы со своими греховными наклонностями и деланием противоположного им – то есть добродетели. Этим деланием мы воспитываем свой дух, открываем душу для благодати Божией и приближаемся к Богу. Он, в свою очередь, открывается для нас и в нас, просвещая ум и сердце, освящая все наше существо и наполняя нас своими Божественными энергиями, делая нас сильными духом и непобедимыми для страстей, грехов и скорбей. Все это показали примеры реальной, чудесной жизни многих и многих святых. И каждый человек способен и призван возноситься духом к Богу. Другое дело, что не все из нас к этому стремятся. Не веря, не понимая, порой не желая даже задуматься о смысле жизни. И это беда современного мира. Приземленность. Бездуховность. Грубая материальность. Эти гири висят на наших душах и держат дух в неволе, не давая ему расправить крылья и вознестись к Небу. Слава Богу есть Церковь, которая светит во тьме как маяк и позволяет тем, кто вдруг захочет оторвать взгляд от земли, прийти и узреть Небесные дали.
Диакон Олег Рыжков